Материалы к изучению поэзии А.С.Пушкина. Тема «ДОМ»

ФЕНОМЕН ДОМА В ЗРЕЛОЙ ПОЭЗИИ ПУШКИНА
© Т. И. РАДОМСКАЯ
Образ Дома — один из наиболее постоянных и значимых в отечественной литературе.
Начиная с древнерусской культурной традиции, он занимает особое место в духовном, семейном, государственном пространстве. Тот факт, что лексема «дом» в древнерусском языке имела разнообразный спектр значений, касающихся основных сфер человеческого бытия, симптоматичен. Приведем только несколько из них: Дом — это 1) дом Божий, 2) жилище человека, 3) жилище души, 4) христиане, христианский народ1.
Таким образом, концепт дома обозначал определенную модель устроения дома души, дома семейного, дома государственного и дома Божиего — Отечества Небесного.
стр. 14
———————————————————————————
Это восприятие Дома, сформированное древнерусской культурной традицией, стало устойчивым в проявлении своих главных особенностей.
Дом души, дом семьи, дом государственный — все эти три члена «домашней парадигмы» были связаны между собой и находились относительно друг друга в определенной иерархии. Устроение души было фундаментом устроения семьи, а семейный дом ощущал себя частью «отеческой державы» (Пушкин). Все три члена «домашней» парадигмы были подчинены и определены каждый по-своему — четвертому — Отечеству Небесному, освящающему отечество земное (дом души, дом семьи, дом отеческой державы). Именно такой опыт устроения «домашнего» пространства должен был передать «Домострой», отразивший иерархическое подчинение частного, семейного — государственному и выше — духовному.
Образ Дома, его осмысление и определенное переосмысление становится одной из главных тем и в литературе начала — середины XVIII в. Но уже в конце XVIII в. русские историки, писатели, поэты поднимают один из важнейших вопросов всего петербургского периода русской истории: как соединить имперское пространство Дома с образом Святой Руси?2
Возвращение к прежним истокам уже в новых послепетровских обстоятельствах социальной, духовной, культурной жизни — такова проблематика темы Дома в XIX в.
По-разному осмысленная, она становится одной из центральных в русской словесности. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Лесков, Островский, Достоевский, Толстой, Тютчев каждый по-своему решали, как обрести «родимую обитель» (Пушкин), как достичь того Дома, в котором земная жизнь освящена тем, что выше земного.
В XX в. сама трагическая ситуация потери Дома, его разрушения с новой силой ставит вопрос о том, как его сохранить во время «насильственных потрясений» (Пушкин). Ахматова, Цветаева, Платонов, Есенин, Булгаков, Шолохов этих художников разных судеб — объединяет общая «домашняя» парадигма мировосприятия, для которой образ Дома становится одним из основополагающих в их творческом мире и человеческом пути.
В данной статье мы обратились к двум стихотворениям Пушкина, в которых его восприятие Дома получает свое определенное завершение. «Бездомная», бесприютная атмосфера романтических странствий, излюбленный в то время жанр путешествий были характерны для культурной ситуации 1810 — 1820-х гг. «Мы все имеем вид путешественников, ни у кого нет определенной сферы существования… нет даже домашнего очага», — писал в «Философических письмах» Чаадаев3.
Потерянность путей к Дому и попытка их обретения, разрушение романтической парадигмы странствия и приближение к «родимой обители» — так в общих чертах можно определить тот общий историко-культурный, духовный, социальный контекст, сформировавший феномен Дома в позднем творчестве Пушкина.
Слова «Тогда удались он домой…» присутствуют в конце рукописи общеизвестного позднего стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», которое в определенной мере можно отнести к одному из заключительных аккордов в сложном пути к обретению Дома лирического «я» поэта.
Тем более нам важно их учитывать не только для анализа данного стихотворения, но и для понимания того, каким видится Дом в художественном сознании Пушкина и что открывается ему в конце пути.
Обратимся непосредственно ко всему прозаическому тексту, являющемуся возможным продолжением «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»
В конце текста перед нами предстает тот идеальный образ дома, очертания которого были духовно увидены поэтом. Каковы его приметы?
Здесь в полноте представлены жизнь природы, социально-культурная, се-
стр. 15
———————————————————————————
мейная сфера земного человеческого бытия — «поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические»4. Но такая гуманистическая модель Дома не исчерпывает его идеал, сформированный в творческом сознании поэта. Завершающими и особо значимыми здесь являются последние строки «Религия, смерть». Они указывают на такой Дом, в котором душевно-чувственная жизнь человека стремится к соединению с миром небесным. Это такой Дом, в котором происходит встреча временного с Вечным, с миром, открывающимся за порогом смерти. Не случайно у Пушкина в вышеприведенной записи «религия» (как известно, этимологический смысл этого слова — связь) стоит рядом со смертью. Смерть, таким образом, обретает здесь особое восприятие, близкое к понятию «связь». Смерть, подобно религии, связывает мир земной и мир небесный. Смерть есть переход от бытия земного к бытию Бесконечному.
Таким образом, для художественного сознания Пушкина феномен Дома определяется приобщением земных, гуманистических ценностей к тому, что выше их, и тому, что открывается поэту через религию и смерть.
Обратим внимание на то, что именно о таком Доме, в котором земное предстает в единении с небесным, мечтает и Татьяна в конце романа «Евгений Онегин» (VIII глава, XLVI).
Запись, сделанная к «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», почти дословно воспроизводит те образы, из которых складывается идеал Дома у Татьяны:
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…
(Курсив мой. — Т. Р.)
Сад, крестьяне, поэтические труды, религия, смерть (в записи Пушкина), полка книг, дикий сад, смиренное кладбище (в воспоминаниях Татьяны) — все это являет нам такой Дом, в котором пространство земное встречается с пространством небесным, и поэтому повседневное, обыденное одухотворяется. Чем? Что, собственно, делает возможным такое одухотворение и что оно означает в художественном мире Пушкина? Ответ на этот вопрос, касающийся глубинных основ человеческой культуры и устроения личности, ни в коей мере не может быть однозначным и претендовать на исчерпанность неисчерпаемой по природе своей темы.
Но, тем не менее, в самой художественной ткани словесных произведений Пушкина можно наметить те путеводные нити, которые приблизят нас к пониманию этих вопросов.
Одухотворение жизни — не литературная условность и не риторический прием поэтики Пушкина. Это то состояние души, мира, в котором явлена симфония человека и Бога, дающая духовный покой. Вспомним, что стихотворение «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» открывается одной из постоянных для Пушкина тем — покоя. (Ср. Татьяна в VIII главе наделяется покоем и волей: «…сидит покойна и вольна».)
Именно такое место, где сердце обретает покой, является домом, и именно туда, к этой конечной точке пути стремится поэт. Таким образом, в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» мотив покоя оказывается соотносим с феноменом Дома, явленным в прозаическом продолжении этого стихотворения, а его первая часть есть сжатое описание той жизни, от которой «удаляется домой» путник. Ее отличительная черта — быстротечность времени, направленного к своему пределу — смерти физической. Это такая дорога жизни, которая по мере своего течения отнимает жизнь: «Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия». Это такая дорога жизни, которая чревата неожиданной смертью:
…….а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь, как раз умрем.
стр. 16
———————————————————————————
Тема дороги жизни, несущей ряд неожиданных смертей, также постоянна в поэзии Пушкина и с наибольшей очевидностью запечатлена в «Дорожных жалобах»5.
Итак, в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» намечен идеальный образ Дома, в котором качество покоя является одним из основных. Пространство этого Дома организовано так, что в нем земное соединено с небесным, а временное, тленное оказывается причастным Вечности через религию и смерть. В таком случае мы вправе говорить об определенном хронотопе Дома у Пушкина, в котором значимым становится переход земного в небесное.
Образ такого Дома в полной мере находит свое воплощение в стихотворении «Когда за городом задумчив я брожу…». Если для анализа «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» мы обращаемся непосредственно к контексту творчества автора, то для анализа «Когда за городом задумчив я брожу…» нам кажется целесообразным несколько расширить контекст исследования и «прочитать» это стихотворение не только в контексте художественного мира Пушкина, но и в контексте отечественной духовной традиции, запечатленной, в частности, и в народном укладе жизни, с которым непосредственно было связано творческое и человеческое восприятие и интуиция поэта.
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» композиционно можно разделить на две части: дорога и открывающийся в ее конце образ Дома, черты которого «прилагаются» и прорисованы за границей самого произведения, в сопровождающей его прозаической записи.
Композиция «Когда за городом задумчив я брожу…» также двухчастна и соответствует траектории пути поэта, его этапам приближения к Дому. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», поэт стремится от одного полюса жизни к другому, причем в «Когда за городом задумчив я брожу…» полно и отчетливо «прописан» каждый из них. Это жизнь того места, которое условно может быть обозначено как «город», и жизнь того места, которое можно условно обозначить «деревня». Из города в деревню стремится поэт в «Когда за городом задумчив я брожу…». Состояние «побега» вообще присуще художественному сознанию Пушкина, а тема побега из «города» — одна из характерных для позднего творчества поэта.
Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города.
Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу…». Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением. Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», смерти, обрывающей жизнь.
В «Когда за городом задумчив я брожу…» на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, // По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:
Под коими гниют все мертвецы столицы
В болоте кое-как стесненные рядком
Как гости жадные за нищенским столом.
(Курсив мой. — Т. Р.)
В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Не-
стр. 17
———————————————————————————
помнящим6. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».
Далеко не случайно и то, что во II главе Дмитрий Ларин умирает «в час перед обедом». Его смерть также «соседствует» со столом. Это «странное сближение» указует на такую жизнь, в которой обыденное не получает духовного содержания и обречено быть только обыденным. Вследствие этого дорога жизни в семье Лариных «пролегает» между сменой блюд, и жизнь главы семьи закономерно кончается «в час перед обедом».
Таким образом, в «Когда за городом задумчив я брожу…» Пушкин рисует такую жизнь и такую смерть, которая замыкает человека в земном, материальном пространстве, что неестественно для его души. Отсюда и возникает мотив тесноты, связанный с мотивом несвободы.
В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор». В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»).
«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека.
Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение. Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбища родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое…
Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение. На кладбище родовом образ сна «в торжественном покое» восходит к духовному образу Успения как особого качества жизни праведной души; для нее смерть — переход в новую жизнь. Так, праздник Успения Божией Матери уже через свое название указывает на то, что Царица Небесная не умерла, но уснула. Соотнесенность центрального образа сна «в торжественном покое» с пониманием смерти как продолжения жизни и, соответственно, с праздником Успения может быть подтверждена и датой написания данного стихотворения — «14 августа»7.
Таким образом, во второй части «Когда за городом задумчив я брожу…» поэт в деревне, на «кладбище родовом» ощущает себя покойно и вольно — так, как ему свойственно ощущать себя в пространстве дома, приобщенного Небу, Вечности.
Действительно, «торжественный покой» кладбища — проявление причастности смертного человека к Вечности — есть и свидетельство победы жизни бесконечной над конечностью земного бытия.
«Торжественный покой» — это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать «все причастное ему и из него вытекающее»8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство.
Действительно, пейзаж «кладбища родового» в деревне исполнен того покоя, которому подчинено все вокруг: селянин проходит с молитвой и со вздохом
стр. 18
———————————————————————————
как проплывает, образ гроба получает эпитет «важный», ассоциативно связанный с «торжественным покоем», над этими «важными гробами» стоит «широко» дуб. «Широко» здесь означает вольно, просторно, в отличие от «тесно», «несвободно» (на городском кладбище), что подтверждается и упоминанием его в предыдущей строке.
Сам по себе образ дуба, завершающий стихотворение, является особо значимым и всегда привлекал исследователей.
Несомненно, что он символизирует здесь победу жизни над смертью, приобщение человека к Божественному, вечному началу мира. Но это «общее» значение образа, на наш взгляд, можно и конкретизировать, если «поставить» его в контекст отечественной духовной традиции, на что указует далеко не случайная дата написания — 14 августа — и особое время — осень, введенное Пушкиным в пейзаж «Когда за городом задумчив я брожу…».
В творчестве Пушкина образ осени обладает особым качеством сакральности, имеющим конкретное духовное значение жертвы, креста, о чем подробно писал В. С. Непомнящий9, на что указывал и Ю. М. Лотман10. Образ осени в творчестве Пушкина внутренне связан с образом смерти на «кладбище родовом» своей трансцендентностью, переходом от умирания (лета) к началу церковного новолетия, от начала церковного новолетия (сентябрь) к дальнейшему развитию годового круга.
Осень связывается в сознании поэта и с жертвой («Настала осень золотая. // Природа трепетна, бледна, // Как жертва пышно убрана…». Осень — переход от умирания к воскрешению, жертва. Этот спектр значений образа соотносим с датой написания стихотворения, вернее, с теми событиями, на которые эта дата указывает. 14 августа по нов. стилю — начало Успенского Поста, заканчивающегося праздником Успения Божией Матери. Но 14 августа нов. стиля — это и церковный праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Примечательно здесь и то, что именно осенью Церковь еще раз вспоминает о Кресте в празднике Воздвижения Креста Господня. Таким образом, августовско-осенний природный цикл освящается Крестом и сакрализует Им земное пространство жизни. «На кладбище родовом» тема креста незримо присутствует и в самом осеннем пейзаже, и в образе могил, осененных крестом, и, наконец, в вечной жизни древа — дуба, широко стоящего над торжественным покоем могил. Этот конкретный зрительный образ дерева указует на другое древо.
В стихирах на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста присутствует именно такой образ преображенного, исцеленного древа, прельстившего Адама: «Кровию Божиею яд змиев отмывается, <…> неправедным судом праведнику осуждену бывшу: // древом бо подобаше древо исцелити…»11. Образ дуба как символа преображенной («исцеленной») природы, получившей качество святой бесконечной жизни, завершает пространство Дома.
Здесь земная горизонталь осенилась вертикалью, и это пересечение дольнего горним образует крест, прообраз Креста, преобразующего и одухотворяющего человека и природу. Именно такое место в земном пространстве становится домом странника, обретающего в Отечестве земном Отечество Небесное.
Способность русского человека «жить на земле с глазами, устремленными к Небу»12 — так определил архим. Константин (Зайцев) духовную основу отечественного уклада. Именно это качество и формирует феномен Дома в художественном мире Пушкина, стремящегося к сопряжению святого и обыденного и приобщению быта человека к бытию.
Образ Дома в творчестве Пушкина является художественным выражением тем русской словесности. В связи с этим тема Дома не только в творчестве Пушкина, но и вообще в русской литературе становится наиболее важной для раскрытия художественного мира отечественной классики. «Образ Дома в «Горе от ума»»; «Образ отечества отцов» (Гри-
стр. 19
———————————————————————————
боедов); «Образ странника Чацкого»; «Образ Дома в поэзии Лермонтова»; «Тема семьи и образ Дома в «Медном всаднике», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине»»; «Образ Дома в поздней лирике Пушкина» — вот лишь несколько возможных тем сочинений по литературе, соответствующих школьному базисному компоненту.
В связи с тем, что образ Дома является одним из ключевых в русской литературе и культуре, нами совместно с педагогическим коллективом школы «Московиты» на основании написанного пособия «Обретение Отечества: русская словесность первой половины XIX в.» разрабатывается программа школьного интеграционного курса «Обретение Отечества», включающего в себя межпредметные связи (русский язык, литература, история, МХК).
Эта программа состоит из нескольких проектов, включающих в себя деятельность учащихся в разных творческих сферах, объединенных общей темой «Обретение Отечества».
В течение ряда лет в школе во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и школе-пансионе «Плесково» совместно с педагогическим коллективом этих учебных заведений осуществлялись разработка и внедрение программы «Обретение Отечества» для школьного курса русской литературы, где центральным являются образ Дома и поэтика его воплощения в русской словесности в XX в. Также в школе-пансионе «Плесково» в настоящее время действует постоянный семинар для учителей, посвященный духовно-нравственному содержанию курса «Обретение Отечества».
Таким образом, конкретная тема «Образ Дома в поздней поэзии Пушкина» является одной из фундаментальных и практически значимых, помогающих освоению наследия русской культуры в гуманитарном цикле школьного базисного компонента.
———————————————————————————
1 Словарь древнерусского языка: В 10 т. (XI — XIVвв.). — М., 2000. — Т. 3. — С. 48 — 49.
2 Об этом см.: Афанасьев Э. Л. На пути к XIX веку (Русская литература 70-х гг. XVIII в. — 10-х гг. XIX в.). — М., 2002. — С. 1 — 25.
3 Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. — М., 1991. -Т. 1. -С. 323 — 324.
4 Пушкин А. С. Полн, собр.соч. : В 9 т. — М., 1935. — Т. З. — С. 366. В дальнейшем стихотворения Пушкина цитируются по этому изданию.
5 См. об этом: Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. — СПб., 1998. — С. 174. Исследователь отмечает в «Дорожных жалобах» соотношение 2 — 5 строф, содержащих перечисление различных родов смертей, с главой XX книги первой «Опытов». У Пушкина и у Монтеня описываются «неожиданные, случайные смерти… У Пушкина полному смертельных опасностей и неуютному бытию путешественника противопоставлен идеал Дома».
6 Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. — М., 1999. — С. 291.
7 Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. -Л., 1975. — С. 244.
8 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. — М., 1995. — Т. 1. — С. 478.
9 Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. — М., 1999. — С. 290.
10 Лотман Ю. М. Две «Осени» //Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996. — С. 515.
11 Православный богослужебный сборник. — М., 1991. -С. 161.
12 Архим. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. — М., 2000. — С. 178.
стр. 20
ЗДЕСЬ научные работы, посвящённые теме ДОМ в поэзии А.С.Пушкина
Н. П. Жилина
ИДЕЯ ДОМА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Анализ важнейшей культурной универсалии через оппозиции дом — мир, дом — свобода, дом — счастье с привлечением литературного и исторического контекстов позволяет обнаружить принадлежность главных героев к противоположным аксиологическим системам, что открывает новые возможности для интерпретации финала романа.
С.М. Козлова, Е.В. Белогурова
Аксиология русского дома в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Аксиологическая система образов русского дома и быта в «энциклопедическом» романе Пушкина стала своеобразной матрицей подобного изображения этого предмета в русской литературе ХIХ-ХХ вв.
Т.Ю. Колягина
УТРАТА УСАДЕБНОЙ АРКАДИИ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Изменение отношения Пушкина к «усадебному мифу» в последней главе закономерно связано с раздумьями поэта о Доме и Семье. В образе деревни в «Евгении Онегине» он показал два пути развития Дома.
Т.И. Радомская
СВЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОМА: ПУШКИН И ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ
В литературе Нового времени, в частности в художественном мире Пушкина, Свет является не только предметом изображения, но и способом устроения и построения образа, что восходит к поэтике древнерусской литературы и древнерусского искусства.
Т.Ю. Колягина
ФУНКЦИИ МОТИВА «СОСЕДСТВО»
В «УСАДЕБНОМ ТЕКСТЕ» А.С. ПУШКИНА
Именно Пушкин впервые в русской литературе осмыслил Соседство в категориях Семейственности («своя семья») и в качестве одного из основных признаков «оседлого» житья.
Н. Л. Вершинина
РАЗГОВОРЫ «В ОГРОМНОЙ МАХИНЕ ВСЕЛЕННОЙ» (А. С. ПУШКИН): К ВОПРОСУ ОБ УСАДЕБНОЙ «БОЛТОВНЕ» *
При замкнутости усадебного мира, он изначально открыт не только новейшим веяниям цивилизации, но и неведомому, наполняющему необъятность «махины вселенной». В усадьбе этому способствуют, наряду с чтением и музыкой, непринужденно протекающие «разговоры», охватывающие спектр доступных ее обитателям вопросов, касающихся как конкретного человека, так и интересов и чаяний человечества. Запечатленной в слове одновременностью переживаемых состояний обусловлена их безграничность, в результате чего «усадебные разговоры» лишаются заданной тенденции, вливаясь в живую неисчерпаемость многоголосья. Применительно к Онегину и Ленскому, об этом сказал Пушкин: «О чем ни заводили речь» — [10, с. 278].
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗДЕСЬ материалы для анализа текстов
«То ли дело, братцы, дома…»
ДОМЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
![Дом Александра Сергеевича Пушкина - [domlit.spb.ru]](/wp-content/uploads/2025/06/Дом-Александра-Сергеевича-Пушкина-domlit.spb_.ru_.png)
… Поэта дом опальный…
ВИДЕОЗАЛ А.С.ПУШКИНА
![ВИДЕОЗАЛ А.С.ПУШКИНА - [domlit.moscow]](/wp-content/uploads/2025/06/ВИДЕОЗАЛ-А.С.ПУШКИНА-domlit.moscow.png)
КНИГИ О ПУШКИНЕ

ПУШКИНСКИЕ МЕСТА ЛИПЕЦКА И ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ МАТЕРИАЛЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Село Кореневщино основано в конце 17 века. В 18 столетии – родовое имение Пушкиных. Здесь жили прапрадед, прадед, бабка и мать А.С.Пушкина.
Усадьба Пушкиных в селе Кореневщино сгорела 19 ноября 1799 года. После пожара была восстановлена только частично.
В период крепостного права село Кореневщино именовалось Покровское и проживало здесь шесть господ: Козлов, Сеченов, Станкорев, Кукольяновкий, Вельяминов, Ладыгин. После отмены крепостного право господа выехали, земельные наделы отдали крестьянам и продали.
В 1923 году был образован сельский Совет.
В 1957 году деревянная школа, построенная в 1920 году сгорела. В 1962 году была отстроена новая школа директором которой была Булахтина Татьяна Ивановна. С 1978 по 2017 года директором Кореневщинской средней школы работала Бородина Нина Ивановна. Она была организатором школьного музея посвященного русскому поэту А.С.Пушкину. Титаническим трудом было собрано много исторического материала и выставлено в экспозиции музея. Сейчас музей посещают делегации из других районов Липецкой области. Каждый год проводятся грандиозные региональные праздники посвященные А.С.Пушкину с 26 мая по 6 июня, с участием многих народных творческих коллективов, ансамблей, поэтов, художников и чтецов.
Вехи истории села и его спутников.
Официально водолечебным курортом Липецк стал только в 1805 году по распоряжению императора Александр I. После этого город почти сразу стал местом отдыха тогдашней русской богемы. Чего стоили одни только летние балы на открытии курортного сезона: говорят, что по аллеям липецких парков гуляли историк Николай Карамзин, дипломат Александр Грибоедов, поэт Петр Вяземский, будущая жена Александра Пушкина Натали Гончарова… Кстати, Липецк связан с великим Пушкиным предками по материнской линии – здесь жила его любимая бабушка Мария Алексеевна Пушкина, а его прадед, капитан Алексей Федорович, владел деревянным имением на улице Дворянской (сейчас ул. Ленина). Мария Алексеевна Пушкина, именно в Липецке познакомилась, а затем и венчалась в селе Кореневщино со своим мужем, сыном «арапа Петра Великого» Осипом Ганнибалом.
Сейчас на месте деревянного имения Пушкиных находится дом Губина (ныне – областной художественный музей). Здесь останавливался будущий император Александр II со своим наставником Василием Жуковским. Сохранился рисунок Христорождественского собора, сделанный поэтом с балкона этого здания. Неподалеку располагается дом аптекаря Вяжлинского, в котором сейчас находится дом-музей народного художника России Виктора Сорокина.
Бывал Пушкин и в старинном дворянском имении Стаховичей в Пальне-Михайловке Становлянского района. С потомком древнего рода Стаховичей, Михаилом Александровичем, поэт был лично знаком. Впрочем, в усадьбе бывал не только Пушкин. В те времена там собирался весь цвет русского общества. Сюда приезжали Лев Толстой, Михаил Пришвин, Константин Станиславский, Илья Репин и другие. После революции уникальный архитектурно-природный ансамбль, включающий дом, расписанный итальянским художником Джованни Скотти, домовую церковь Архангела Михаила, парк в английском стиле и реку, практически разорили. Сам дом сгорел ещё в 1907 г., но потом его заново отстроили уже в камне. В 1990 г., когда на родину из Австрии вернулся потомок Стаховичей, Михаил Михайлович, имении начали восстанавливать снова. Сейчас реставрация продолжается, хотя самого Михаила Стаховича уже нет в живых.
*
Здесь всегда – и в давние времена, и сейчас, очень красиво, и эта красота, вместе с душевной красотой владельцев усадьбы, влекла сюда многих знаменитых людей своего времени. В родовом гнезде Стаховичей бывали Илья Репин, Николай Ге, Лев Толстой… Стаховичи славились своим конезаводом – согласно легенде, знаменитые кони на Аничковым мосту в Санкт-Петербурге были сделаны по образу коней из этой дворянской усадьбы.
