МАТЕРИАЛЫ музея *ИЗУЧАЕМ!

.

На Тамбовщине жили предки и потомки поэта, здесь родилась его жена и похоронена одна из внучек. Многие тамбовцы были друзьями и приятелями Пушкина, литературными и политическими единомышленниками, другие явились прообразами героев его произведений. Наконец, наш город и слова с корнем «тамбов» встречаются в пушкинских текстах. Тамбовские помещики Загряжские, Сабуровы, Полторацкие, декабристы Лунин и Вадковский, поэт Баратынский, переводчик Голицын, знаменитый композитор Верстовский – без них немыслима биография поэта. Читатель узнает о Пушкине-Желтоухе – одном из воевод города Козлова (Мичуринска) и о пребывании в этом городе полка, которым командовал сын А.С.Пушкина; о двух тамбовских губернаторах: литературном «крестном отце» поэта Г.Р.Державина и лицейском однокашнике А.А.Корнилове; о нитях, которые связывают с нашим краем пушкинских Владимира Дубровского и Евгения Онегина, старуху графиню из «Пиковой дамы» и веселого мосье Трике; о знаменитом авантюристе Толстом-«Американце» и борщевском крестьянине Якове Акимове, с горечью писавшем в 1909 году, что мало еще чтят Пушкина в тамбовской деревне. //Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Воронеж, 1969 – вместо предисловия, с.6

Тамбовские корни А.С. Пушкина

ТВОРЧЕСТВО

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Федор Иванович Толстой

Федор Иванович Толстой («Американец») останавливался в Тамбове зимой 1828 года. По определению Льва Толстого, это был «преступный и привлекательный человек». Один из современников писал: «Он был прекрасно образован, говорил на нескольких языках, любил музыку и литературу, много читал и охотно сближался с артистами, литераторами и любителями словесности и искусств. Умен был, как демон, и удивительно красноречив».
За время своей военной службы Толстой показал себя очень толковым офицером. Он герой шведской кампании 1808 года и Отечественной войны 1812 года. За буйство и дуэлянтство дважды был разжалован в рядовые, но безумная храбрость его позволила вернуть полковничий чин и все ордена.
Образование и тонкий художественный вкус не мешали Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни. Он был участником многих скандальных дуэлей, двенадцать человек убил на поединках.
В 1803 году вместе с послом Н.П.Резановым Толстой отправился в Японию на кораблях, которыми командовал будущий адмирал И.Ф.Крузенштерн.
В августе 1804 года во время стоянки эскадры в Петропавловске Толстого исключили из состава миссии как «раздоры по всей экспедиции посеявшего» и отправили в Петербург. Но прежде чем очутиться в столице, он прожил несколько месяцев среди дикарей на Алеутах и других островах Русско-американской компании. С тех пор получил кличку «Американец», под которой вошел в историю.
Ф.И.Толстой был женат на цыганке. Свой московский дом он превратил в вертеп: здесь с утра до ночи кутили, играли в карты. Причем сам «американец» играл нечисто, его шулерство не было ни от кого в секрете.
Когда к Толстому попала рукопись «Горя от ума», он в реплике Репетилова без труда узнал себя:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом
И крепко на руку не чист.
С Пушкиным у Американца отношения сложились неровные. До ссылки поэта на юг они считались приятелями. Но вот Пушкин покидает Петербург и в Кишиневе узнает: Толстой распространяет слухи о том, что перед ссылкой его высекли в Тайной канцелярии. Поэт разгневан. Пишет злую эпиграмму «В жизни мрачной и презренной…» (1820 г.)
Толстой в долгу не остался. Но по возвращении Пушкина в Москву друзьям удалось помирить их. Приятельские отношения были восстановлены. Толстой впоследствии принимал даже участие в первом сватовстве поэта к Наталье Гончаровой.
Несмотря на свою скандальную репутацию, Толстой-Американец был в дружбе с выдающимися писателями, музыкантами и артистами. Вяземский, вся семья которого была особенно близка с Американцем, очень любил его и называл «обжор властителем, другом и богом».
Такое отношение окружающих к Федору Ивановичу объяснялось тем, что при всех своих странностях и сумбурности характера он был, по определению Вяземского, «как говорится, добрый малый, для друга готов был на все, охотно помогал приятелям».
Желание помочь другу, выручить из беды и привело Толстого в захолустный губернский город. Тамбовский помещик, владелец села Нащекино Кирсановского уезда, князь Василий Федорович Гагарин, его приятель, живший в это время в Париже, впал в долги и нуждался в денежной помощи. Достать деньги взялся Толстой. Деньги достал, заложив имение Гагарина, заставив расшевелиться управляющих и приказчиков отсутствующего барина.
Ну, а второе, что интересовало Толстого в Тамбове,- это карты. Единственное, чем славился в те годы центр обширнейшего края, были карточные игры. Они отличались поистине фантастическим размахом. За один вечер проигрывались целые состояния, деревни, фамильные драгоценности и даже… жены. Достаточно вспомнить «Тамбовскую казначейшу» М.Ю.Лермонтова.
О размахе картежных игр свидетельствует такой факт. Ежегодно в Тамбов привозили карты на двенадцати подводах! Сравните это с одной подводой, на которой умещался весь годовой заказ книг, не очень жадного на чтение тамбовского высшего общества…
Городской клуб, где в то время играли в карты, располагался на углу нынешних улиц Советской и Максима Горького, в доме дворян Протасьевых. Дом этот был известен тем, что в 1825 году в нем жил Александр I во время своего пребывания в Тамбове. Сюда-то направил свои стопы предприимчивый Американец.
Мы не знаем точно: улыбнулась ли фортуна Ф.И.Толстому. Но можно предполагать, что ловкий и «не чистый на руку» игрок изрядно попотрошил карманы доверчивых провинциалов. А в свободное от дел и карт время Американец предавался другому любимому занятию – Бахусу. «За неимением хороших сливок,- писал он Вяземскому,- пью чай с дурным ромом».
Увы, в тогдашнем Тамбове заняться было больше нечем…
//Н.Гордеев, В.Пешков. Тамбовская тропинка к Пушкину. Издание третье, исправленное и дополненное. Тамбов, 1999.- С. 165-169

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Дубровский, мосье Трике и другие

Дубровский, мосье Трике и другие
Известно, что Дубровский – герой одноименного романа Пушкина – белорусского происхождения. Один из друзей писателя – П.В.Нащекин видел в остроге «белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подъячих, потом и других». Рассказ Нащокина заинтересовал Пушкина. Так родился сюжет «Дубровского». Кстати, писатель первоначально предполагал назвать роман и его героя «Островским», но в последний момент изменил свое намерение. Но почему тогда в вариантах романа, указывая место суда, Пушкин прямо называет «Козловский уезд Тамбовской губернии» и «Козловский уездный суд»? Какое отношение имеют они к трагедии «белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский»?
В личных бумагах поэта сохранилась копия решения Козловского уездного суда от октября 1832 года «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». Дело это началось еще в 1826 году и решилось в суде через шесть лет в пользу Крюкова, хотя справедливость была на стороне Муратова. Вполне вероятно, что более состоятельный помещик – владелец трех тысяч крепостных - Крюков подкупил судей. К тому же Муратов не имел документа, подтверждающего его право на владение имением: он сгорел во время одного из пожаров.
Копия решения суда, доставленная Пушкину также П.В.Нащокиным, была использована при написании романа. Почти полностью процитировав решение козловских судей (фамилии Крюкова и Муратова были заменены на Троекурова и Дубровского), автор препровождает его такими словами: «Всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право».
Таким образом, «родословная» пушкинского Дубровского восходит не только к белорусскому дворянину по фамилии Островский, но и к тамбовскому «поручику Ивану Яковлеву сыну Муратову».
Интересно отметить, что события, происшедшие в Козловском уездном суде в 1832 году, легли также в основу завязки романа Лермонтова «Вадим».
Мосье Трике
Во время Отечественной войны 1812 года Тамбовщина оставалась тыловой губернией. Она стала местом, где спасались беглецы из оккупированных Наполеоном районов. Здесь также содержались многие сотни пленных солдат и офицеров «великой армии».
Поступать в Тамбов они начали в августе 1812 года после знаменитого сражения у села Красное, что под Смоленском. В числе пленных находился и полковник Ожеро – племянник прославленного наполеоновского маршала.
Пленные офицеры пользовались полной свободой. Местные помещики наперебой приглашали их в свои усадьбы и подолгу удерживали в качестве гостей. Один из таких пленных – поляк по происхождению – Пешке с удивлением писал: «Я готов думать, что французу здесь лучше, чем на родине, он отовсюду встречает здесь незаслуженное расположение».
В 1813 году пленных стали отпускать на родину. Но уезжали далеко не все. Многие, подкупленные хорошим отношением, остались навсегда на Тамбовщине: одни в качестве учителей и гувернеров, другие занялись коммерцией. Так, например, воспетый Лермонтовым в «Тамбовской казначейше» трактир «Берлин» был открыт бывшим военнопленным по имени Доминико Пивато.
Словом, в пушкинские времена «француз из Тамбова» отнюдь не звучало парадоксом. Так нередко называли обрусевших французов.
В «Путешествии в Арзрум» упоминается уроженец Кирсановского уезда генерал-лейтенант Я.А.Потемкин. В 1829 году он командовал войсками на Кавказе, а Пушкин, будучи там, встречался с ним. А заочное их знакомство произошло значительно раньше.
Когда в Петербурге была открыта галерея героев Отечественной войны, Пушкин часто приходил сюда. Подолгу простаивал перед портретами прославленных воинов, «завидуя тому, кто умирать шел…» за родину в грозные дни наполеоновского нашествия. Здесь и познакомился он впервые с генералом Потемкиным, точнее, с его портретом.
В материалах, собранных Пушкиным к его «Истории Пугачева», сохранился рапорт капитана Бутриновича, в котором он сообщает о своем пребывании на севере Тамбовской губернии, в том числе в селе Липняги (Липнее), нынешнего Пичаевского района: «В приезд мой везде заметил я в народе дух бунта и склонность к Самозванцу. Особенно в Тамбовском уезде, ведомства князя Вяземского, в экономических крестьянах, кои для приезда Пугачева и мосты везде исправили и дороги починили. Сверх того села Липнего староста с десятскими, почтя меня сообщником злодея, пришед ко мне, пали на колени».
В авторских приложениях к книге опубликованы также списки помещиков и их приспешников, убитых пугачевцами в Темниковском, Тамбовском и Шацком уездах.
Упомянут Тамбов и в одном из вариантов повести «Станционный смотритель». По первоначальному замыслу, главный герой произведения ротмистр Минский ехал в столицу не из Смоленска, как это указано в окончательной редакции, а из Тамбова. Трудно сказать, чем вызвана эта замена.
//Н.Гордеев, В.Пешков. Тамбовская тропинка к Пушкину. Издание третье, исправленное и дополненное. Тамбов, 1999.- С. 170-174.

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Переводы Пушкина

Переводы А.С.Пушкина
В конце 1830 года в польских землях, принадлежавших России, вспыхнуло восстание. В это же время усиливаются антирусские настроения в ряде стран Западной Европы, особенно во Франции.
Пушкин с тревогой следил за развитием событий. В 1831 году он пишет и печатает свое знаменитое стихотворение «Клеветникам России».
Вскоре после появления пушкинского стихотворения в русской печати на руках у поэта было уже несколько переводов. Но они по разным причинам не удовлетворяли Пушкина. Наконец появляется еще один перевод. Пушкину он пришелся по душе. В ноябре 1836 года поэт пишет автору французского текста «Клеветникам России»:
«Тысячу раз благодарю вас, милый князь, за ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я видел уже три перевода, из которых один сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, но ни один не стоит вашего…
Вы обещаете перевод в стихах моего «Бахчисарайского фонтана». Уверен, что он вам удастся, как все, что выходит из-под вашего пера, хотя тот род литературы, которому вы предаетесь,- самый трудный и неблагодарный из всех, какие я знаю. По-моему, нет ничего труднее, как переводить русские стихи французскими, ибо при сжатости нашего языка, никогда нельзя быть столь же кратким. Итак, честь и слава тому, кто справляется с этим так удачно, как вы».
Несравненный, по словам Пушкина, перевод был сделан тамбовским помещиком князем Голицыным. В те дни, когда поэт с гневом обращался к далеким «витиям», на «высочайшее имя» Николая I было подано заявление. Автор его Николай Борисович Голицын (1794-1866) просил разрешения о внесении его в родословную книгу дворянских фамилий Тамбовской губернии.
Незадолго перед этим умерла жена князя Елена Александровна Голицына (Салтыкова) – тетка жены поэта Дельвига, оставив в наследство мужу имение Новочеркутино (Салтыки) Усманского уезда Тамбовской губернии с «1900 душ и 1200 десятин земли». Здесь же в 1823 году родился сын Голицыных – Юрий – впоследствии известный музыкальный деятель.
Просьба князя была удовлетворена. На Тамбовщине на долгие годы обосновался еще один знакомый Пушкина (с 1818-1819 годов). По утверждению сына Н.Б.Голицына, Н.Н.Голицына, его отец сошелся с Пушкиным еще в начале его литературной славы, и отношения их поддерживались до самой смерти последнего.
Он участник войны 1812 года. Начал ее в качестве ординарца прославленного полководца П.И.Багратиона. Сражался под Смоленском, Бородином, Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой. Принимал участие во взятии Парижа. За храбрость был награжден Золотой шпагой. Она хранится сейчас в Государственном Эрмитаже.
В историю русской культуры вошел как поэт и переводчик, виолончелист. Состоял в переписке с Бетховеном, был страстным пропагандистом его творчества в России. Великий композитор посвятил Голицыну три струнных квартета, по его заказу написал увертюру «Освящение дома». По инициативе Николая Борисовича в Петербурге в 1824 году впервые была полностью исполнена «Торжественная месса» Бетховена – более чем за двадцать лет до ее исполнения на родине композитора.
В своих письмах к Бетховену Голицын показывает себя тонким ценителем его творчества. К чести тамбовского помещика, он один из первых современников гениального композитора понял все значение его творчества.
Не будучи профессионалом, Голицын как виолончелист достиг большого совершенства. Его исполнительское мастерство высоко ценил М.Глинка, который даже хотел привлечь князя к участию в оркестре на премьере «Ивана Сусанина».
Голицын был большим знатоком французского языка. В 1833 году издал свои «Поэтические опыты», написанные по-французски. Переводил он также стихотворения И.И.Козлова и Н.М.Языкова.
Творчество Пушкина Голицын ставил высоко, гордился личным знакомством с ним.
Удался князю и перевод на французский язык поэмы «Бахчисарайский фонтан».
Николай Борисович намного пережил Пушкина. После переезда князя на Тамбовщину они больше не встречались. Голицын почти безвыездно находился в крае, продолжал заниматься переводами и музыкальным образованием сына Юрия (1823-1872).
На свои средства он построил в имении концертный зал. Вместе с сыном обучал детей крестьян пению и игре на музыкальных инструментах. На концерты хора и сопровождающего его выступления симфонического оркестра съезжались многочисленные гости из Тамбовской и соседних с ней губерний. Высокую оценку капелле Голицыных дал известный музыкальный критик А.Н.Серов.
Так один из первых переводчиков Пушкина стал и одним из первых музыкальных просветителей на Тамбовщине.
Дело отца продолжил сын. Отказавшись от блестящей придворной и чиновничьей карьеры, он стал профессиональным артистом, выдающимся хоровым дирижером. Хор Голицына-младшего впоследствии прогремел на всю Россию. Он выступал в Козлове (Мичуринске), Тамбове, Моршанске, Воронеже, Москве, Петербурге, а также в Дрездене, Париже, Праге, Лондоне, Нью-Йорке.
В 1851 году Юрий Николаевич, имевший звание камергера императорского двора, был избран губернским предводителем дворянства и переехал на жительство в Тамбов. Вместе с ним в Тамбове до 1854 года, когда окончились его предводительские полномочия, жил и Николай Борисович.
Затем Голицын-младший уехал в Англию и, познакомившись там с А.И.Герценом, поместил анонимно в издававшемся им журнале «Колокол» две заметки антикрепостнического содержания. Царское правительство, узнав об этом, распорядилось сослать вернувшегося из-за границы музыканта в Козлов (Мичуринск) под надзор полиции. Немедленно к опальному сыну направили и Николая Борисовича. Вместе с ними жили и приехавшие сюда три иностранных музыканта. Жили они в Козлове до 1860 года, когда Юрий Николаевич совершил оттуда рискованный побег за границу.
В Англии он в честь Герцена и Огарева написал «Вальс Герцен» и «Кадриль Огарев».
После отъезда Юрия Николаевича за границу Голицын-старший «затворился» в своем Новочеркутине: разбирал библиотеку и огромный архив рукописей, нот, писем. Умер он в 1866 году.

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Княжна Абамелек

Еще в лицейские годы молодой Пушкин бывал в старинном княжеском доме Абамелек в Царском Селе. Он знал Анну Давыдовну с двухлетнего возраста.
Анна Давыдовна Абамелек (1814-1889) получила отличное образование, в совершенстве владела английским, французским и немецким языками. Отличалась острым природным умом, хорошим литературным вкусом и любовью к российской поэзии.
Первые ее опыты – переводы стихотворения Пушкина «Талисман» и поэмы Козлова «Чернец» - появились во французской периодике еще в 1831 году. А уже через несколько лет к Анне Давыдовне пришла широкая известность.
Она переводит на французский и английский языки стихи Пушкина (всего ею сделано до 20 переводов) и других современных поэтов: Лермонтова, Тютчева, а позже и Некрасова.
При жизни Пушкина во Франции была издана энциклопедия, где его именовали «гениальным русским поэтом».
А.Д.Абамелек знакомит также русского читателя с величайшими мастерами Запада: Гете, Гейне, Байрона, ее переводы не только печатались в журналах, но даже были изданы отдельной книжкой.
Пушкина восхищали в молодой княжне и ее ослепительная красота, и ее литературные успехи. В 1832 году он записал в альбом А.Д.Абамелек стихотворение «Когда-то (помню с умиленьем)…». В этом альбоме, сохранившемся до наших дней, оставили свои автографы и другие поэты – Лермонтов, Тютчев, Козлов, Мятлев, Павлова и т.д.
В 1835 году Анна Давыдовна вышла замуж за Ираклия Абрамовича Баратынского. Вместе с мужем она часто приезжала в имение Баратынских – Мару. И здесь на берегу Вяжли рождались у переводчицы «волшебные напевы», на которые перекладывала она «иноплеменные слова».
//Н.Гордеев, В.Пешков. Тамбовская тропинка к Пушкину. Издание третье, исправленное и дополненное. Тамбов, 1999.- С. 175-181

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Верстовский

Пушкин в музыке – это десятки опер и балетов, песен и романсов, кантат и пьес. Пушкин в музыке – это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова…
Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов. В их числе был и известный музыкант и театральный деятель наш земляк Алексей Николаевич Верстовский.
Родился в 1799 году в имении Селивестрово при селе Мезинец Козловского уезда Тамбовской губернии. Отец его служил в тамбовской удельной экспедиции, был страстным поклонником музыки. В имении Верстовских был крепостной оркестр, а библиотека насчитывала свыше 200 томов печатных нот.
Музыкальные занятия будущего композитора начались с раннего детства в Тамбове, а затем продолжались в Уфе, куда в 1808 году был по службе переведен его отец. Уже восьмилетним мальчиком Верстовский принимает участие в любительских концертах в Тамбове.
Творчество Верстовского многообразно. Он автор шести опер, опер-водевилей, кантат, песен, романсов, баллад.
Произведения композитора пользовались огромной популярностью не только в столицах, но и в провинции. И.С.Тургенев, посетив в 1843 году Лебедянь – уездный городок Тамбовской губернии,- слушал в местном театре оперу Верстовского «Пан Твардовский».
Славу и широкую известность принесла Верстовскому «Аскольдова могила» - опера, впервые поставленная в 1835 году. Говоря о ней, известный музыкальный критик и композитор А.Н.Серов отмечал: «Тут развернулось все дарование композитора, призванного проложить русской оперной музыке прямой путь к истинной народности».
Верстовский играл большую роль в театральной и музыкальной жизни страны. С 1825 года он занимал должность инспектора музыки при московских театрах, в 1830 году стал заведующим репертуарной частью казенных московских театров. Был знаком и общался с виднейшими литераторами того времени: Жуковским, Грибоедовым, С.Т.Аксаковым, Островским, Ксавье де Местром, Загоскиным.
С Пушкиным Верстовский познакомился еще до ссылки поэта, в 1818-1820 годах. В 1830-х годах они встречались довольно часто в доме друга поэта П.В.Нащокина. Сохранилось письмо Пушкина к Верстовскому от ноября 1830 года. Судя по обращению на «ты» и по шутливому тону послания, отношения между ними были самые приятельские. «Сегодня,- пишет Пушкин,- должен я был выехать из Болдина. Известие, что Арзамас снова оцеплен, остановило меня еще на день. Надо было справиться порядком и хлопотать о свидетельстве. Где ты достал краски для ногтей? Скажи Нащокину, чтобы он непременно был жив, во-первых, потому что он мне должен; 2) потому, что я надеюсь быть ему должен; 3) что если он умрет, не с кем мне будет в Москве молвить слова живого, т.е. умного и дружеского».
Еще при жизни поэта Верстовский положил на музыку многие произведения Пушкина. Он не только писал ноты, но и нередко сам выступал в роли исполнителя. С.Т.Аксаков вспоминал: «Слушали мы с наслаждением музыку и пение Верстовского. «Бедный певец», «Певец во стане русских воинов», «Освальд, или три песни» Жуковского, «Приди, о путник молодой…» из «Руслана и Людмилы», «Черная шаль» Пушкина и многие другие пьесы чрезвычайно нравились всем, а меня приводили в восхищение. Музыка и пение Верстовского казались мне необыкновенно драматичными. Говорили, что у Верстовского нет полного голоса, но выражение, огонь, чувства заставляли меня и других не замечать этого недостатка».
Многие стихи Пушкина, положенные Верстовским на музыку, стали народными песнями. Такой счастливый удел ожидал, например, знаменитый романс «Черная шаль». Одна из московских газет писала: «Песни Пушкина сделались народными: в деревнях поют его «Черную шаль». А.Н.Верстовский с большим искусством сделал на сию песню музыку, и доныне жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, выражающих силу стихов Пушкина».
Умер композитор в 1862 году. Незадолго до смерти он написал симфоническую кантату «Пир Петра Великого», где была использована народная песня «Как на матушке на Неве-реке молодой матрос корабли снастил…»
Эта песня, по свидетельству Верстовского, приводила в восторг Пушкина.
//Н.Гордеев, В.Пешков. Тамбовская тропинка к Пушкину. Издание третье, исправленное и дополненное. Тамбов, 1999.- С. 182-185.

Козловское городское 4-хклассное училище, преобразованное 1 (14) июля 1900 года из уездного училища, вследствие ходатайства местного городского самоуправления, получило наименование «Пушкинского» в память столетия со дня рождения величайшего русского поэта Пушкина. ГАТО ф.105 оп.1 д.2736 лл.29-37об. Объяснительная записка к отчету о состоянии Козловского Пушкинского городского 4-х классного училища за 1907 гражданский год.
М.Белых. «Хождение в Козлов», Тамбов, 2017. Приложение «История Козлова-Мичуринска в цифрах и фактах» 1900 г. Стр.175

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Васи́лий Льво́вич Пу́шкин

Васи́лий Льво́вич Пу́шкин (27 апреля [8 мая] 1766 — 20 августа [1 сентября] 1830) — русский поэт, дядя Александра Сергеевича Пушкина, его первый литературный наставник («Парнасский отец»).
Публиковался с 1793 года, с 1797 года оставил службу и занимался литературной деятельностью. Несмотря на дружбу с сентименталистами и романтиками (с 1816 года входил в литературное общество «Арзамас»), в литературном отношении оставался на позициях классицизма. Основное литературное наследие составляют анакреонтическая и эпикурейская лирика, шуточная поэзия, включая поэму «Опасный сосед». В русской литературной традиции остался как второстепенный поэт; несмотря на это, современники (включая В. А. Жуковского) отмечали его талант версификатора и переводчика и яркую индивидуальность. В 1822 году издал первое собрание своих стихотворений. Творчество Василия Львовича Пушкина позднего периода отмечено сильным влиянием племянника: стихотворная повесть «Капитан Храбров» (1829—1830) написана под впечатлением от «Евгения Онегина» и «Графа Нулина». Интерес к его наследию сохранился вплоть до XXI века. В 2013 году был открыт Дом-музей В. Л. Пушкина.
Через И. И. Дмитриева он смог познакомиться с Г. Р. Державиным и литераторами его круга. Вполне возможно, что и знакомство с Н. М. Карамзиным состоялось, ещё когда Василий Львович служил в гвардии.
В литературной Москве В. Л. Пушкин был принят в домах М. М. Хераскова и Н. М. Карамзина, который продолжал публиковать его стихотворения. Он расширил круг публикаций и печатался в альманахе «Аониды» и журнале «Вестник Европы». Важным этапом в его становлении как поэта стала сатира «Вечер» (1798), в которой находили предвосхищение типажи и коллизии комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В.Л. Пушкин был одним из учредителей «Общества любителей российской словесности» при Московском университете, старостой и представителем в Москве петербургского литературного общества «Арзамас» и, наконец, радушным хозяином популярного в Москве литературного салона на Старой Басманной, где бывали И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, А. Мицкевич и другие известные писатели.
В отделе редких книг Тамбовской областной универсальной библиотеки имени А.С.Пушкина хранятся «Сочинения Пушкина (Василия Львовича)», вышедшие из печати в Санкт-Петербурге в 1855 году в серии «Полное собрание сочинений русских авторов». Они включают наиболее известные послания, басни и сказки автора. Также на выставке представлена интересная литература о жизни и творчестве В.Л. Пушкина и его окружения разных лет издания. Среди этих источников – Н.И. Михайлова «Парнасский мой отец» (М., 1983), Александров Н.Д. «Силуэты пушкинской эпохи» (М., 1999), Синдаловский Н.А. «Пушкинский круг» (М., 2007), «Москвич Василий Львович Пушкин» (М., 2006) и другие.
tambov.bezformata.com›listnews/letiyu-so…pushkina…
Зубриловка – саратовское имение близких друзей Гаврилы Романовича – Голицыных. На берегу Хопра они построили дворец и часто наезжали сюда из Петербурга. Хозяйка В.В.Голицына была образованной женщиной, дружила передовыми людьми своего времени. Муж ее генерал С.Ф.Голицын любил театр, сам выступал на сцене в любительских спектаклях. Его игре Василий Львович Пушкин посвятил эпиграмму, ставшую широко известной. Домашним учителем детей Голицыных был И.А.Крылов.
//Илешин Б. Литературные тропинки отчего края.- М., 1986, с. 21

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Мстислав Валерианович Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) – блистательный представитель художников объединения "Мир искусства". Человек с большим самобытным внутренним миром, богатыми духовными переживаниями общался с крупнейшими деятелями отечественной культуры, участвовал почти во всех значительных событиях начала XX века. С 1939 года жил в Англии, США.
Талант Добужинского многогранен – пейзажист, портретист, исторический живописец, создатель монументальных росписей, театральных декораций и костюмов, иллюстратор и книжный график, сотрудник сатирических журналов и автор шаржей. Кроме этого, он искуснейший мемуарист – написал воспоминания, где отразил годы своего детства и юности, работу во МХАТЕ, объединении "Мир искусства", встречи с писателями, композитором Рахманиновым, балетмейстером Фокиным и многое другое.
Уроженец Великого Новгорода, М. Добужинский был петербуржцем по воспитанию. Это определило главную тему его творчества – ГОРОД.
За 50 лет служения театру Добужинский выполнил декорации и костюмы почти к двумстам спектаклям, половина из которых музыкальные.
Что же связывало великого художника с Тамбовским краем?
Родственные узы. Близ Инживина в деревне Семеновка с 1884 по 1919 год жила в имении второго мужа его мать Елизавета Тимофеевна Добужинская-Михина (1848–1919 годы, урожд. Софийская, сценический псевдоним Борецкая) – оперная певица провинциального театра. Она оказала влияние на формирование музыкальных способностей и вкуса сына, что положительно сказалось на его деятельности как художника музыкального театра.
Отчим Иван Васильевич Михин (1844–1897) – оперный певец, окончивший юрфак МГУ, после оперной карьеры служил уездным земским начальником. Он помог Добужинскому понять специфику музыкального театра.
В Семеновке жили сводные сестра и брат художника – Нина и Иван.
С 1893 года Добужинский подряд в течение шести лет гостил у матери в Семеновке. Наезжал и позже.

Пребывание здесь определило выбор Добужинского быть художником. Он писал: "После первого лета в Тамбовской деревне, а особенно после второго, где я столько рисовал с натуры, я себя все больше чувствовал художником… В деревне я начал осознавать, что для художника нет "красивого и некрасивого… каждый приезд давал мне что-нибудь новое и неожиданное".
Наблюдения на Тамбовской земле питали творческую фантазию художника: "То, что так было мне мило в деревне – эти ковры пашен, кудрявые помещичьи сады, столетние липы и навсегда запомнившееся голубое небо в круглых облачках – все это помогло родиться тому, что было моей театральной любовью – моему "Месяцу в деревне" Тургенева на сцене Московского художественного театра".
"Тамбовские мотивы" нашли место не только в сценографии, но и в станковой живописи художника (тамбовские пейзажи были предъявлены экзаменаторам при поступлении в Мюнхенскую школу живописи); в графике ("Булочная в селе Инжавино" трансформирована в автолитографию); в книжной иллюстрации ("Тамбовская казначейша" М. Ю. Лермонтова); в рисунках (десятки листов с портретами почти всех знакомых сельчан, интерьеры комнат в доме отчима, наручные украшения домов – "железные кружева на трубах в виде дракона с зубами и крыльями"). "Мои ранние и скромные тамбовские впечатления оказались наиболее плодотворными и вдохновительными".
Добужинский оставил "Воспоминания", в которых даны зарисовки жизни и быта тамбовской деревни, окружающего ее пейзажа.
Тамбовщина – это дружеские связи Добужинского с художником Н.М.Шевченко и композитором С. В. Рахманиновым.
Сказанное дает право утверждать, что Добужинский – тамбовский художник. Тамбовцы чтят его – проводятся вечера, выставки, концерты. Жизнь Добужинского стала темой работ местных художников Н. Воронкова и Н. Насонова. Все большее число людей становятся поклонниками творчества великого Мастера.
О. А. Казьмин «Художник Добужинский, его связи с Тамбовщиной». //Культура русской провинции. Новые исследования - Кудинов В.П.

СПИСОК ПРЕДМЕТОВ ФОНДОВ ТОГБУК «ТОКМ»:

1. КП 10803/1 Карта-плакат «Пушкин и Тамбовский край». 1971
2. КП 16678 Карта-плакат «Пушкин и Тамбовский край». 2004
3. КП 17283/16 Фото. На пушкинском литературном празднике. 1999. Р.п. Знаменка
4. КП 3233 Гравюра. В.Л.Пушкин. XIX в.
5. КП 17282/22 Стихотворение Пушкина «Баратынскому». XX в.
6. КП 17282/30 Письмо Пушкина «Баратынскому из Бессарабии».
7. КП 17282/23 Эпиграмма Пушкина «Журналист, Филярин и Истина».
XX в.
8. КП 16735/8 Открытка. М.В.Добужинский. Иллюстрация к произведению Пушкина «Станционный смотритель». 1973
9. КП 16732-2 Открытка. М.В.Добужинский.
Заставка ко 2-й главе «Евгений Онегин». 1966
10. КП 10598/27 Фото. Преподаватели и учащиеся Козловского Пушкинского городского 4-хклассного училища.
11. КП 3277 Райт Томас. Портрет Пушкина. Середина XIX в.
12. КП 17282/52 Благодарность Государственной комиссии по проведению и празднованию 200-летия со дня рождения Пушкина В.Г.Шпильчину. 1999
13. КП 15563 Генеральная карта Тамбовской губернии. 1829
14. КП 2528 Гравюра. Державин Г.Р.
15. КП 10525/23 Литография Песоцкого, гравер Клюквин. Портрет генерал-лейтенанта Ермолая Федоровича Керна.
16. КП 15423/1 Шпильчин В.Г. Портрет декабриста М.С.Лунина. Акварель
17. КП 17320 Картина. Насонов Н.А. Золотистый вечер. Знаменка. 2002
18. КП 2411 Гравюра «Евгений Баратынский». XIX в.
19. КП 17282/29 Копия Шпильчина В.Г. Поэма Баратынского «Цыганка».
1 глава.
20.КП 17282/26 Копия Шпильчина В.Г. Стихи. Баратынский «Послания Дельвигу».
21. КП 16126/18 Открытка «Е.А.Баратынский». XX в.
22. КП 16104/1 Медаль «Выдающиеся люди земли Тамбовской. Е.А.Баратынский».
23. КП 17282/37 Рисунок. В.Г.Шпильчин. Коридор в усадьбе Боратынских в Маре. Реконструкция.
24. КП 17282/41 Рисунок. Портрет Е.Боратынского в детстве. В.Г.Шпильчин (копия с К.Барду).
25. КП 17282/40 Рисунок. Портрет Ираклия Боратынского в детстве. В.Г.Шпильчин (копия с К.Барду).
26. КП 15423/2 Шпильчин. Портрет декабриста С.Г.Волконского. Акварель
27. КП 3151 Гравюра. Яков Алексеевич Потемкин. XIX в.
28. КП 13575/6 Гравюра. А.Н.Верстовский.