МАТЕРИАЛЫ музея *ИЗУЧАЕМ!

.

На Тамбовщине жили предки и потомки поэта, здесь родилась его жена и похоронена одна из внучек. Многие тамбовцы были друзьями и приятелями Пушкина, литературными и политическими единомышленниками, другие явились прообразами героев его произведений. Наконец, наш город и слова с корнем «тамбов» встречаются в пушкинских текстах. Тамбовские помещики Загряжские, Сабуровы, Полторацкие, декабристы Лунин и Вадковский, поэт Баратынский, переводчик Голицын, знаменитый композитор Верстовский – без них немыслима биография поэта. Читатель узнает о Пушкине-Желтоухе – одном из воевод города Козлова (Мичуринска) и о пребывании в этом городе полка, которым командовал сын А.С.Пушкина; о двух тамбовских губернаторах: литературном «крестном отце» поэта Г.Р.Державина и лицейском однокашнике А.А.Корнилове; о нитях, которые связывают с нашим краем пушкинских Владимира Дубровского и Евгения Онегина, старуху графиню из «Пиковой дамы» и веселого мосье Трике; о знаменитом авантюристе Толстом-«Американце» и борщевском крестьянине Якове Акимове, с горечью писавшем в 1909 году, что мало еще чтят Пушкина в тамбовской деревне. //Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Воронеж, 1969 – вместо предисловия, с.6

Тамбовские корни А.С. Пушкина

ТВОРЧЕСТВО

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Ермолай Фёдорович Керн

Ермолай Фёдорович Керн (1765—1841) — русский военачальник, генерал-лейтенант, участник войн против Наполеона, первый супруг Анны Керн.
8 января 1817 года Ермолай Фёдорович Керн женился на Анне Петровне Полторацкой (1800—1879), героине одного из увлечений Пушкина, и послужил поэту прототипом князя Гремина в «Евгении Онегине». Именно про него Александр Сергеевич написал известное четверостишие:

Сегодня был я ей представлен.
Глядел на мужа с полчаса;
Он важен, красит волоса
Он чином от ума избавлен.

Сама Анна Керн в своём дневнике писала о муже: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Позже это выразилось и в отношении к детям от совместного с генералом брака — Анна была к ним достаточно прохладна. От этого брака было 3 дочери.

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Владимир Георгиевич Шпильчин

Владимир Георгиевич Шпильчин (24 декабря 1923 – 26 мая 2006) – художник-оформитель, краевед. Был известен не только в Тамбове, где жил, но и в Москве, Петербурге, Казани, Омске, Украине, Прибалтике. Везде, где любят русскую литературу и изучают творчество поэта Евгения Боратынского, знали Шпильчина – художника, коллекционера, старейшего участника движения за возрождение усадьбы рода Боратынских Мары (ныне с. Софьинка Уметского р-на Тамбовской обл.). Более 30 лет он собирал материалы, посвященные истории этой усадьбы, чтобы доказать право на существование музея на малой родине поэта. Он вел переписку с разными людьми, изучал литературу, собирал материалы, занимался реконструкцией интерьеров усадебного дома и на основе дореволюционных фотографий воссоздавал в живописи пейзажи усадьбы. В этом деле ему помогали художественный вкус и огромный опыт по оформлению музеев.
В 2003 году, осознав, что мечте о музее в Маре на его веку не сбыться, Шпильчин принял решение: для сохранения целостности своей коллекции безвозмездно передать ее в только что созданный тогда Тамбовский областной литературно-художественный музей (в 2007 году был присоединен к областному краеведческому). Художник и коллекционер передал в музей больше тысячи уникальных экспонатов. Шпильчин поехал в Пушкинский дом, в Мураново, где ему разрешили скопировать рукописи Боратынского. Кстати, копиист Шпильчин виртуозный, даже специалисты с трудом отличали оригиналы от сделанных им копий, тем более что для этих целей он использовал подлинную бумагу того времени, найденную в архивах.
//Марина Климкова. 90 лет со дня рождения В.Г.Шпильчина 24 декабря 2013 https://marina-klimkova.livejournal.com/261913.html

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Сергей Григорьевич Волконский

Волконский С.Г.
Павловка – имение Михаила Сергеевича Волконского, где неоднократно бывал его отец. Она было приобретено в 1862 году у погрязшего в долгах графа Кушелева-Безбородко. Последним владельцем имения был внук декабриста – Сергей Михайлович Волконский, который в 1915 году в своём доме в Петербурге обнаружил семейный архив, запечатанный самим декабристом С. Г. Волконским.
Именно здесь усилиями и стараниями Сергея Михайловича был создан первый в России музей декабристов. Основу экспозиции, расположившейся в коридоре флигеля, составили материалы архива и вещи, которые хранились в семье Волконских. С. М. Волконский называл её «сибирским коридором».
В конце 1917 года Павловку национализировали. Сергей Михайлович перевёз свой музей в уездный город Борисоглебск и разместил его в Народном доме в апреле 1918 года. Выставка «Декабристы – первые борцы за свободу» имела четыре отдела: "До Сибири", "Сибирь", "Официальная Россия" и "Возвращение". Ее каталог был отпечатан в местной типографии в количестве двухсот экземпляров. Каталог начинался с небольшого предисловия князя С.М. Волконского: «Настоящая выставка вызвана желанием использовать в виде общественного интереса тот богатый и разнообразный материал истории декабристов, который по счастливой случайности находится в Борисоглебском уезде, это первая в России «Выставка декабристов». Да послужит она назиданьем для тех, кому дороги прошлые и будущие судьбы нашей родины… посильной данью уваженья первым в России борцам за свободу».
В сентябре 1918 года Сергею Михайловичу пришлось покинуть Борисоглебск. Дальнейшая судьба выставки стала известна широкой публике благодаря журналистскому расследованию, проведенному в 1980-х гг. Е. В. Кончиным. Ему удалось выяснить, что выставку закрыли, а экспонаты передали школьному музею, где они хранились за заколоченной дверью. Только благодаря мужеству музейщиков, не пускавших туда ни белых, ни красных, удалось сохранить ценнейшие экспонаты.
Автор публикует текст письма С. М. Волконского наркому просвещения А. В. Луначарскому с просьбой о сохранении коллекции «Музея декабристов», содержащей бесценные для истории экспонаты. Просьба была услышана, и выставку вывезли в Москву, хотя многое уже было безвозвратно утеряно. Когда в 1924 году экспонаты были вынуты из ящиков и осмотрены, оказалось, что из 182 предметов удалось спасти 157. Спасённые экспонаты в результате разошлись во различным музейным коллекциям.
Такова история первого в России музея декабристов, созданного внуком князя Сергея Григорьевича Волконского – Сергеем Михайловичем в имении Павловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.
Мы остановились лишь на одном, хотя и очень важном моменте из истории семьи Волконских. Содержание статьи, которую мы вам рекомендуем гораздо шире. Познакомившись с ней, вы узнаете много интересного из жизни семейства после отбывания сибирской каторги, о том, какую память оставили после себя декабристы, а также о том, на каком поприще реализовали себя сын и внук декабриста Сергея Григорьевича Волконского.
Мусабирова, Н. «Повесть страдания и терпения, высоты и смирения» (С. М. Волконский). История трёх музеев или путешествие по памятным местам трёх поколений семьи Волконских //Воспитание школьников. – 2023. - № 5. – С. 49-61.

Краеведам, да и то далеко не всем, известно, что среди многих выдающихся личностей, связанных с Тамбовским краем, почетное место принадлежит князю Сергею Михайловичу Волконскому, писателю-мемуаристу, критику, театральному деятелю, одному из выдающихся деятелей русской культуры, внуку декабриста С. Г. Волконского. Он оставил огромное, без преувеличения, литературное наследие, неизвестное широкому кругу читателей. Да и так называемый «узкий круг» не знает работ Волконского в том объеме, в каком они сохранились, потому что в основном они печатались за рубежом. И только в 1992 году в России (Москва, издательство «Искусство») вышел двухтомник князя Сергея Волконского «Мои воспоминания»…
Сергей Михайлович Волконский родился 16 мая (по новому стилю) 1860 года в имении Фалль под Ревелем Эстляндской губернии.
О том, что внук декабриста какое-то время жил в Тамбове, написано в книге Анны Саакянц «Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910–1922)»: «Волконский приехал в Москву осенью 1918 года, по его словам, с тремя «котомками», в одной из которых было восемь томов его сочинений, – из Тамбова, где читал лекции в Народном университете…»
В 80–90-е годы XIX века Сергей Волконский был предводителем дворянства в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии. Весной 1918 года открыл в Борисоглебске выставку, посвященную декабристам. Пере­ехал в Тамбов, читал в Народном университете лекции для учителей по литературе, истории, вел также занятия по выразительному чтению и ритмической гимнастике.
Подробно о Сергее Волконском пишет сама Марина Цветаева в статье «Кедр», которая и предваряет первый том его воспоминаний. Он состоит из двух частей – «Лавры» и «Странствия». (Кстати, Цветаева была переписчицей и этих мемуаров Волконского, и тех, что вошли потом во второй том – «Родина».)
«Лавры» посвящены деятельности автора на посту директора Императорских театров. В «Странствиях» он пишет о культурной жизни Европы на рубеже веков (XIX–XX), о впечатлениях от путешествий в Америку, Африку и другие страны. И хотя воспоминания, вошедшие в первый том, не связаны конкретно с Тамбовским краем, в них то и дело мелькают названия: Тамбов, Борисоглебск, Павловка. В одной из глав Волконский, в частности, пишет: «Как-то весной, будучи в Петербурге проездом из Рима в свою тамбовскую деревню, я завтракал с моим добрым другом Модестом Ильичом Чайковским, братом композитора…»
В этой же главе Сергей Михайлович вспоминает еще об одном друге – о Николае Николаевиче Врангеле, брате «того самого барона Врангеля». Будучи «человеком искусства», как называет его Волконский, Николай Врангель «с первых дней войны бросил свое любимое дело и поступил в Красный Крест… 15 июня 1915 года Врангель скончался от злокачественной желтухи…»
А дальше – цитата, имеющая непосредственное отношение к Тамбову: «После смерти Н. Врангеля его мать подарила мне дорожный письменный кожаный портфель… а также картину, семейный портрет, – дама с детьми, работы Теребенева, висевший в его кабинете в Петербурге. Портфель пропал во время “национализации” моих вещей в уездном городе Борисоглебске; портрет, говорили мне, находится в музее, в Тамбове…»
Действительно ли была в музее упомянутая картина, выяснить не удалось – слишком много прошло времени…
Во втором томе воспоминаний князь Волконский рисует картину русской жизни 1860–1920-х годов – жизни помещичьих усадеб и уездных городов. Отдельная глава посвящена его тамбовской деревне Павловке. Сергей Михайлович пишет о том, как гостил у него Модест Ильич Чайковский, которого привела в восхищение тамбовская природа, прекрасный парк, созданный трудом самих хозяев…
«Когда родители купили имение в 1863 году, – вспоминает Волконский, – все было в запустении, только большие старые деревья радовали глаз, но всюду крапива, лопух, хворост. Теперь все чисто, свежо, нарядно. Не было ни одного хвойного дерева; первые две елки приехали с нами в корзинках на крыше кареты: в 1868 году еще железная дорога доходила только до Тамбова…»
Бабушка князя Мария Александровна, жившая в Фалле, присылала в Павловку елки, каштаны, самые разные цветы. Она и привила внуку любовь ко всему этому. Он сам обрабатывал деревья в парке, копал, сажал, обрезал. Прекрасно описаны князем Волконским река Ворона, дорога в Борисоглебск, где у него был дом, другие места нашей Тамбовщины…
Будучи в эмиграции, Сергей Михайлович никогда не забывал эти места: «И сейчас, когда начинаю свой седьмой десяток, и когда ничего уже не осталось от этого прошлого, когда и в том уголке души, где цвели лучшие цветы, уже и полынь не растет, – не могу без радостного трепета вспоминать, как подъезжал к милой нашей Павловке…»
Жизнь в Тамбовской губернии, по собственному признанию Волконского, много дала ему и как человеку, занимавшемуся какое-то время преподавательской деятельностью. Его воспоминания – это целая эпоха не только в жизни конкретного лица, но и в истории государства вообще и Тамбовской губернии в частности…
Сергей Михайлович Волконский (04.05.1860–25.10.1937), князь, писатель-мемуарист, критик, театральный деятель. Внук декабриста С.Г. Волконского. Брат государственного деятеля В.М. Волконского. В 1884 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Жил в своем имении в с. Павловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.
С 1885 г. работал в уездном земстве, был почетным мировым судьей, в 1889–90-х гг. – уездный предводитель дворянства.
В 1921 г. эмигрировал. Жил в Германии, Франции, США. Директор русской консерватории в Париже, прозаик, друг Цветаевой. В эмиграции написал «Мои воспоминания», считающиеся образцом русской мемуарной прозы, в которых повествует о своей жизни на Тамбовщине.
Источник: Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004
http://alexlib.ru/obshchestvo/byloe/tambovskij-kraj-v-vospominaniyah-knyazya-sergeya-mihajlovicha-volkonskogo/
ВОЛКОНСКИЕ, княжеский дворянский род. Записан в V часть родословных книг Тамбовской губернии. Одни из первых крупных землевладельцев Тамбовской губернии. В 18 – начале 20 века владели большими поместьями в сёлах Борозда, Екатериновка, Инжавино, Княжево, Николаевка, Новопокровское, Павлодар, Шульгино и др. Занимались предпринимательством: в середине 19 века княгиня М. А. Волконская владела в селе Богородицком Козловского уезда суконной фабрикой (280 рабочих, производила 60 тысяч аршин сукна в год); в конце 19 – начале 20 века среди «образцовых» животноводческих хозяйств числились имения Волконских «Павловская экономия» в Борисоглебском уезде и в селе Тростяном Шацкого уезда, наследников Н. С. Волконского село Рыково Козловского уезда с опытным полем, травосеянием, молочным стадом швицкой породы и плодовым садом в 8 десятин. М. П. Волконский владел конным заводом в Елатомском уезде, а М. С. Волконский – мельницей в Шацком уезде. А. Н. Волконская крахмальным заводом в селе Тростяном Шацкого уезда. Среди общественно-политических деятелей из тамбовских Волконских наиболее известны театральный и общественный деятель, мемуарист С. М. Волконский, товарищ председателя 3-й и 4-й Государственных дум В. М. Волконский.
В. В. Канищев. «Тамбовская энциклопедия».

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

Граф Арте́мий Ива́нович Воронцо́в

Граф Арте́мий Ива́нович Воронцо́в (1748—1813) — сенатор, действительный тайный советник, владелец усадьбы Вороново.
27 мая (7 июня) 1799 года в московской церкви Богоявления, что в Елохове, был восприемником при крещении сына майора Сергея Львовича Пушкина Александра.
Артемий Иванович Воронцов к тому же доводился Пушкиным отнюдь не самой дальней роднёй. Жена его Прасковья Фёдоровна (урожденная Квашнина-Самарина) – двоюродная сестра Марии Алексеевны Ганнибал-Пушкиной, бабушки новорожденного. Сам он – троюродный брат М.А. Ганнибал. А.И. Воронцов и Сергей Львович Пушкин были женаты на сёстрах.
Артемий Иванович – внук А.П. Волынского (крупного государственного деятеля эпохи Анны Иоанновны), двоюродный брат княгини Е.Р. Дашковой.
Известно несколько портретов крёстного отца А.С. Пушкина. Среди наиболее ценимых искусствоведами и культурологами «Портрет графа А.И. Воронцова» знаменитого живописца Д.Г. Левицкого. «Проникать во внутренность души» проявил Фёдор Степанович Рокотов в своём «Портрете графа А.И. Воронцова» (холст, масло. 55,8 х 46,5. Не ранее 1756. Государственная Третьяковская галерея.). Миниатюрный портрет его (работа Лангера с оригинала А. Молинари) выполнен в 1815-ом (после кончины знаменитого сенатора, по заказу дочери).
В 1800-ом усадьба перешла к дочери и зятю А.И. Воронцова (Д.П. Бутурлину). Вороново и Бутурлины, Воронцовы и Бутурлины - эта житейско-культурологическая линия также нуждается в регионоведческом прояснении и комментировании. Вороново и Белкино (под Боровском)… Породнившиеся Воронцовы и Бутурлины, владельцы усадеб, нередко переезжали из одного имения в другое и обратно; здесь побывало немало знаменитостей (особы императорской фамилии, Е.Р. Дашкова, Кутузовы). Артемий Иванович Воронцов унаследовал усадьбу Белкино в 1789 году.
Граф Дмитрий Петрович Бутурлин (1763 – 1829) - внук фельдмаршала Александра Борисовича Бутурлина, крестник Екатерины Второй. Его рано умершая мать – Мария Романовна Воронцова.
Поклонник Вольтера и Руссо. Некоторое время состоял директором Императорского Эрмитажа. Его книжное собрание (где-то сорок тысяч томов) считалось одним из лучших в Европе.
//Вокруг Пушкинианы. Артемий Воронцов - крестный отец поэта.
Пушкинские Дни России. Вместе с Пушкиным… Василий Шахов https://zavtra.ru/blogs/220_vokrug_pushkiniani_artemij_vorontcov_-_krestnij_otetc_poeta_

СПИСОК ПРЕДМЕТОВ ФОНДОВ ТОГБУК «ТОКМ»:

1. КП 10803/1 Карта-плакат «Пушкин и Тамбовский край». 1971
2. КП 16678 Карта-плакат «Пушкин и Тамбовский край». 2004
3. КП 17283/16 Фото. На пушкинском литературном празднике. 1999. Р.п. Знаменка
4. КП 3233 Гравюра. В.Л.Пушкин. XIX в.
5. КП 17282/22 Стихотворение Пушкина «Баратынскому». XX в.
6. КП 17282/30 Письмо Пушкина «Баратынскому из Бессарабии».
7. КП 17282/23 Эпиграмма Пушкина «Журналист, Филярин и Истина».
XX в.
8. КП 16735/8 Открытка. М.В.Добужинский. Иллюстрация к произведению Пушкина «Станционный смотритель». 1973
9. КП 16732-2 Открытка. М.В.Добужинский.
Заставка ко 2-й главе «Евгений Онегин». 1966
10. КП 10598/27 Фото. Преподаватели и учащиеся Козловского Пушкинского городского 4-хклассного училища.
11. КП 3277 Райт Томас. Портрет Пушкина. Середина XIX в.
12. КП 17282/52 Благодарность Государственной комиссии по проведению и празднованию 200-летия со дня рождения Пушкина В.Г.Шпильчину. 1999
13. КП 15563 Генеральная карта Тамбовской губернии. 1829
14. КП 2528 Гравюра. Державин Г.Р.
15. КП 10525/23 Литография Песоцкого, гравер Клюквин. Портрет генерал-лейтенанта Ермолая Федоровича Керна.
16. КП 15423/1 Шпильчин В.Г. Портрет декабриста М.С.Лунина. Акварель
17. КП 17320 Картина. Насонов Н.А. Золотистый вечер. Знаменка. 2002
18. КП 2411 Гравюра «Евгений Баратынский». XIX в.
19. КП 17282/29 Копия Шпильчина В.Г. Поэма Баратынского «Цыганка».
1 глава.
20.КП 17282/26 Копия Шпильчина В.Г. Стихи. Баратынский «Послания Дельвигу».
21. КП 16126/18 Открытка «Е.А.Баратынский». XX в.
22. КП 16104/1 Медаль «Выдающиеся люди земли Тамбовской. Е.А.Баратынский».
23. КП 17282/37 Рисунок. В.Г.Шпильчин. Коридор в усадьбе Боратынских в Маре. Реконструкция.
24. КП 17282/41 Рисунок. Портрет Е.Боратынского в детстве. В.Г.Шпильчин (копия с К.Барду).
25. КП 17282/40 Рисунок. Портрет Ираклия Боратынского в детстве. В.Г.Шпильчин (копия с К.Барду).
26. КП 15423/2 Шпильчин. Портрет декабриста С.Г.Волконского. Акварель
27. КП 3151 Гравюра. Яков Алексеевич Потемкин. XIX в.
28. КП 13575/6 Гравюра. А.Н.Верстовский.