Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Историческая справка

В истории отечественной культуры музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» и поселок Святые Горы известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. Места любимые и воспетые им. Ещё при жизни Пушкина сельцо Михайловское воспринималось как его поэтическая родина, место творческого преображения поэта. Годы ссылки, 1824-1826, стали важным этапом в его творческой биографии, они способствовали самоопределению поэта, становлению Пушкина как величайшего национального поэта. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений. Вблизи «милого предела» поэт завещал себя похоронить. Здесь, у алтарной стены Свято-Успенского собора Святогорского монастыря, в четырёх верстах от Михайловского, покоится его прах.

Уже в 1899 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения поэта, Михайловское было выкуплено у его наследников в государственную собственность на народные пожертвования. С этого времени начинается история музея-заповедника «Пушкинский Уголок».

В 1911 году на усадьбе сельца Михайловского был открыт пушкинский музей, по сути, первый государственный литературный музей-усадьба, находившийся в мемориальном пространстве.

В феврале 1918 г., во время революционной смуты, были сожжены Михайловское, Тригорское, Петровское, Голубово и другие имения, принадлежавшие потомкам родственников, друзей и знакомых Пушкина.

Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года (протокол №849) сёла Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина были объявлены заповедными. Первоначальное название «Государственный заповедник “Пушкинский уголок”» отражало преемственную связь заповедника с дореволюционным «Пушкинским уголком» в Псковской губернии.

В 1936 году в состав музея-заповедника были включены городища Савкино и Воронич, сельцо Петровское и вся территория Свято-Успенского Святогорского монастыря.

Пушкинский Заповедник значительно пострадал во время боевых действий Великой Отечественной войны, в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками (1941-1944 гг.).

После освобождения от оккупантов на мемориальном уровне восстановлены:

— В 1947-1949 усадьба-музей «Михайловское» и Свято-Успенский Святогорский монастырь.

— В 1962 г. возрождено имение друзей Пушкина Осиповых и Вульфов сельцо Тригорское.

— В 1977 г. возрождено имение Ганнибалов «Петровское».

В 1995-2001 годах по государственной программе подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина проведены реставрационно-восстановительные работы в усадьбах Тригорское, Михайловское и Петровское, на территории Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря.

В 1996-2007 годах, в основном, были осуществлены планы, намеченные в Программе празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Отреставрированы и дополнены архитектурные ансамбли музеев-усадеб «Тригорское» (1996-1998), «Михайловское» (1998-2000), «Петровское» (1999-2001), музейного комплекса «Бугрово» (1999-2007). Осуществлены уникальные работы по комплексному ремонту и реставрации усадебных садово-парковых ансамблей. Создан новый музейный комплекс «Бугрово».

Осуществленные ремонтно-реставрационные и паркоустроительные работы позволили вернуть ряд достоверных деталей облику исторических усадебных построек, ландшафтно-парковой части усадеб. В рамках частно-государственного партнерства восстановлена Георгиевская церковь на городище Воронич – домовая церковь семьи Осиповых-Вульф, являющаяся доминантой мемориального ландшафта. Проведена работа по реставрации предметов музейной коллекции. Качественно изменились музейные экспозиции.

Музейные экспозиции Пушкинского Заповедника подчинены единой теме: «А. С. Пушкин в Михайловском». Наибольшую ценность из всего собрания экспонатов представляет коллекция меморий, в разное время приобретённых у потомков Пушкина, Ганнибалов, Вульфов. Эти предметы составляют основу экспозиции. Исторически сложившаяся система интерьеров музейных домов основана на нерасторжимой связи их с пейзажем, органическом слиянии с ним.

«Когда посещаешь пушкинские места, испытываешь чувство соприкосновения с необычайной красотой, — пишет Д. С. Лихачев. — Дело даже не в том, что пушкинские места красивы как пейзажи: их особая красота в союзе природы с поэзией, с воспоминаниями – воспоминаниями истории и воспоминаниями поэзии… “Заповедник” – это заповедный край. Это не край запретов – это край, где мы получаем заповеди любви, дружбы, веселья, встречаемся с Пушкиным, с тем, что он нам заповедал… это край… который мы должны хранить…»

Начиная с 60-х годов 20 века заповедные Пушкинские места Псковской области становятся центром отечественного туризма и, по верному замечанию академика Лихачева, подлинным университетом культуры. Не случайно Пушкинский Заповедник становится местом проведения ежегодных научных конференций, литературных семинаров, праздников и театральных фестивалей российского и международного уровня. Михайловское является творческой лабораторией и местом учебной практики для филологов, историков, художников, архитекторов, музейных реставраторов, поэтов, писателей, литературоведов, парковых специалистов, многие их которых становятся постоянными музейными консультантами в различных вопросах.

Научные исследования и просветительные материалы публикуются в музейном сборнике «Михайловская пушкиниана», издающемся с 1996 года.

Исторически сложившаяся в Пушкинском Заповеднике традиция отмечать дни рождения поэта поэтическими праздниками, начавшаяся в 30-е годы XX века, была прервана в годы Второй Мировой войны. В 60-е годы оформилась эта подлинная народная инициатива, возродилась в форме Всесоюзных пушкинских праздников поэзии, которые содействовали возникновению и других литературных музейно-усадебных праздников Тютчевских, Некрасовских, Блоковских.

Проведение пушкинских праздников поэзии — значимое событие для музея. Это способствует сохранению русской культурной традиции творческого приобщения к наследию А. С. Пушкина и укреплению межкультурных связей в России и за рубежом.

Михайловское обладает огромной лирической силой. Здесь прошлое явственно живет в настоящем, происходит передача культурной эстафеты поколений, принадлежащих к великой русской пушкинской культуре — открытой, гостеприимной, дружеской ко всем другим культурам мира.

МАТЕРИАЛЫ музея *ЖДЁМ ОТВЕТА!

Михайловское...

С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 гг.

...В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца.

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие.

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О. А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.». «Запущенный сад» с. Михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...

Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.

«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.

Друзья стараются успокоить его. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В. А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».

Тем временем Пушкин и сам заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («Евгений Онегин»). Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.

«Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы «Борис Годунов», которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно «смиренный и величавый» образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы» (Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. - С. 80)

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

Краткие встречи с лицейскими друзьями И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом и А. М. Горчаковым, новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, - скрасили изгнанничество поэта.

«Знаешь ли мои занятия? - писал он брату Льву, - до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», - вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

Тяжело пережил ссыльный Пушкин известие о событии в Петербурге 14 декабря 1825 г. - восстание против царя, в котором участвовали друзья поэта, расплатившиеся за это кто жизнью, кто - каторгой.

Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где «находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста».

«Роман «Евгений Онегин» «почти весь был написан в моих глазах, - вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. - Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них».

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А. И. Тургенев).

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», П. А. Вяземский писал: «...ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал».

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился «вольным в покинутую тюрьму» и провел в Михайловском около месяца.

В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навестил Алексей Вульф из Тригорского: «По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. ... Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал». Пушкин начал писать первое свое произведение в прозе - роман «Арап Петра Великого».

Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе «Арап Петра Великого» Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над «Историей Петра Великого». В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.

Родовое имение А. П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал «про стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибала.

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.

Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

Именно в Михайловском в первый и последний раз в своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: «Je sens que mon ame s' est tout-a-fait developpee, je puis creer». (Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить).

Это - творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. «Опять на родине» - так озаглавил В. А. Жуковский при публикации стихотворения Пушкина «...Вновь я посетил...», написанное им во время пребывания в Михайловском осенью 1835 г.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.

Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.

Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук ...

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей.

Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

МАТЕРИАЛЫ из группы в ВКонтакте ПЕРЕЙТИ!

Всероссийский музей А.С. Пушкина 11 янв в 11:48 · Госорганизация Сегодня в проекте #пушкинкаждыйдень - широко известная картина Николая Николаевича Ге (1831-1894) «Пущин у Пушкина в Михайловском». Оригинальное произведение было исполнено в 1875 году и тогда же впервые продемонстрировано широкой публике на передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Картина была приобретена Н.А. Некрасовым, после смерти которого перешла во владение харьковского коллекционера Бориса Григорьевича Филонова (1835 – 1910). В настоящее время его собрание, и картина Ге в том числе, хранится в Харьковском музее изобразительных искусств. В фонде живописи Всероссийского музея А.С. Пушкина находится авторское повторение, которое было сделано художником «для себя» за несколько месяцев до смерти. Живописное произведение Ге стало очень популярным, благодаря многочисленным воспроизведениям в печатной графике: цветная литография П.Ф. Бореля, ксилография Б. Пуца. В 1898 году в Пушкинский музей при Императорском Александровском Лицее была принесена в дар живописная копия картины, исполненная В.В. Князевым, выпускником XXIX курса этого учебного заведения. С исторической точки зрения картина Ге имеет несколько неточностей, особенно в изображении интерьера кабинета поэта в Михайловском. Однако в эмоциональном плане она привлекает внимание к одному из самых памятных, светлых и счастливейших событий в жизни Пушкина. В Михайловском поэт был лишён живого общения, были письма, они, безусловно, сближали с внешним миром, но друзей не хватало. Пушкин чрезвычайно обрадовался, когда в сентябре 1824 года узнал, что его собирается навестить лицейский друг и соратник на литературном поприще А.А. Дельвиг. Но осень прошла, наступила зима, так никто и не приехал. Ссылка продолжалась, наступил новый 1825 год. 11 января в 8 часу утра, когда поэт был еще в постели, на дворе усадебного дома послышался колокольчик. Пушкин выскочил на улицу, надеясь обнять Дельвига, но увидел Пущина. Приезд Пущина явился для Пушкина нечаянной радостью. Они провели вместе всего один день, который в подробностях помнил Пущин. Он вспоминал: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему вовсе почти незнакомою. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух». Поэт познакомил друга и со своими сочинениями. Расстались друзья глубокой ночью. Им не суждено было больше увидеться - Пущин, как один из главных деятелей декабристов, был приговорен к смертной казни, заменённой пожизненной каторгой. Сосланному в Сибирь другу Пушкин посвятил проникновенные стихи, а Пущин в 1858 году написал знаменитые «Записки о Пушкине». Благодаря своей точности и правдивости, эти воспоминания принадлежат к числу важнейших источников для биографии поэта. Кроме фактических данных, в записках дано тонкое и проникновенное понимание характера поэта, которое не было свойственно, пожалуй, никому из его современников. О том, как Пушкин в свою очередь поддержал друга, прибывшего на каторгу, Пущин писал: «Я осужден. 1828 года, 5 генваря, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мои двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Псков 13-го декабря 1826» Изображения: Н.В. Ге. «Пущин у Пушкина в Михайловском». 1893 Б. Пуц по оригиналу Н.Н. Ге 1875 года. «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском». 1894 П.Ф.Борель по оригиналу Н.Н. Ге 1875 года. «Пущин в гостях у Пушкина». Конец XIX века В.В.Князев с оригинала Н.Н.Ге 1875 года. «Пущин у Пушкина в Михайловском». 1898 #пушкин #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина

Истоки вдохновения: музей-заповедник «Михайловское» отметил столетиеИЗВЕСТИЯ

ПЕРВОЕ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПУШКИНАНАУКА И ЖИЗНЬ

МИХАЙЛОВСКОЕ [1956, Гордин А. - Пушкинский заповедник]http://a-s-pushkin.ru/