Воронежский областной литературный музей имени И.С. Никитина — это группа музеев с общим руководством и единым научно-методическим советом: Дом-музей И.С. Никитина, Здание мещанской управы, Музей-усадьба Д.В. Веневитинова, Музей-квартира М.Н. Мордасовой, Дом Тюриных, Музей И.А. Бунина.

ДОМ-МУЗЕЙ И. С. НИКИТИНА

Дом-музей И. С. Никитина – единственное сохранившееся здание, когда-то входившее в комплекс постоялого двора Саввы Никитина. Это бывший жилой дом семьи Никитиных. Он был построен в 1846 году при личном участии выдающегося поэта XIX века Ивана Саввича Никитина. Территория усадьбы музея представляет собой небольшой сквер с гранитным памятником И. С. Никитину (авторы А. С. Мещеряков и Б. С. Щедрин, 1964) и современной реконструкцией навеса для повозок, характерного для извозчичьих дворов XIX века с инсталляцией из саней, телеги и предметов крестьянского и мещанского быта. Экспозиция музея повествует о жизненном и творческом пути поэта. Это проиллюстрировано картинами воронежских художников по мотивам произведений Никитина. В залах дома-музея представлены подлинные предметы быта поэта, документы и фотографии, прижизненные и редкие издания книг Ивана Никитина. Музей был открыт 4 октября 1924 года.

ЗДАНИЕ МЕЩАНСКОЙ УПРАВЫ

Здание «Мещанской управы» является памятником истории и архитектуры федерального значения. Дом был построен в период с 1768 по 1773 год. В 1982–1984 годах были проведены работы по приспособлению строения под музей. С тех пор в здании располагаются администрация и фонды Музея имени И.С. Никитина и размещены постоянные экспозиции: «Эпоха Петра Первого», «Фольклор Воронежской губернии», «Алексей Васильевич Кольцов», «Мемориальный кабинет писателя А. И. Эртеля», «Осип Мандельштам в Воронеже», «Андрей Платонов», «Скоро сказка сказывается». Музей был открыт в 1984 году.

МУЗЕЙ-УСАДЬБА Д. В. ВЕНЕВИТИНОВА

Усадьба, принадлежавшая старинному дворянскому роду Веневитиновых, расположена в селе Новоживотинное. Архитектурный комплекс музея-усадьбы включает в себя каменный двухэтажный особняк – памятник архитектуры федерального значения, парк с прудом и ротондой. С усадьбой связано имя русского поэта, философа, критика начала XIX в. Д. В. Веневитинова. В доме частично восстановлены интерьеры, характерные для XIX столетия. Экспозиция рассказывает о русской дворянской усадебной культуре XVIII–XIX веков, о жизни и творчестве поэта Д. В. Веневитинова и других представителях рода и их окружения. В залах музея экспонируются подлинные указы Петровской эпохи, уникальные карты XVIII века, труды историка М. А. Веневитинова, рукописи Д. В. Веневитинова, старинная мебель, раритетные книги. Музей-усадьба Д. В. Веневитинова был открыт в 1994 году.

МУЗЕЙ-КВАРТИРА М. Н. МОРДАСОВОЙ

Музей М. Н. Мордасовой расположился в квартире, где с 1958 по 1997 годы проживала народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Воронежа Мария Николаевна Мордасова. В экспозиции показан жизненный и творческий путь певицы-частушечницы. Выставлены подлинные предметы быта, концертные костюмы, письма, фотографии, документы, музыкальные инструменты. Здесь же можно ознакомиться с полной коллекцией авторских частушек Марии Мордасовой, посмотреть фильмы и телевизионные программы с ее участием.
Музей-квартира М. Н. Мордасовой был открыт в 2005 году.

ДОМ ТЮРИНЫХ

Одноэтажный дом, построенный в середине XIX века, принадлежал двоюродной сестре поэта И. С. Никитина Анне Николаевне Тюриной. Является памятником архитектуры регионального значения. Сейчас в нем размещены игровые площадки для детей «В гостях у Робина Бобина» и «Курьерский поезд Маршака». «Курьерский поезд Маршака» – место, где под девизом «Учимся, играя» совмещаются учеба и развлечения. Игровые модули площадки «В гостях у Робина Бобина» созданы по мотивам английских детских народных песенок, переведённых Самуилом Маршаком. На них проходят различные интерактивные программы для групп от 5 детей в возрасте от 6 до 11 лет. Дом Тюриных был передан Музею имени И. С. Никитина в 2009 году.

МУЗЕЙ И. А. БУНИНА

Музей расположен во флигеле городской усадьбы XIX века. В доме, находящемся на ее территории, 22 октября 1870 года родился Иван Бунин. Экспозиция рассказывает о творческой судьбе писателя, раскрывает основные факты биографии, а также главные темы его произведений. Два зала музея знакомят посетителей с бунинскими образами Родины – «Россия как дом» и «Россия далекая и близкая». Здесь представлены подлинные предметы быта И. А. Бунина и его близкого окружения, в том числе личные вещи и картины художников Е. И. Буковецкого и П. А. Нилуса. Среди экспонатов – оригиналы писем и фотографий, редкие издания книг писателя. Во дворе организована открытая выставочная территория с инсталляцией из арт-объектов на бунинскую тематику. Музей И.А. Бунина был открыт в 2020 году.

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

А. С. Пушкин и Воронежский край

Пушкин Александр Сергеевич (26.05(06.06).1799–29.01(10.02).1837), поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист, родоначальник новой русской литературы. Автор многих поэм, лирических стихов, повестей, романа в стихах «Евгений Онегин», пьес и других произведений, которые многократно переиздавались.
С огромной любовью Пушкин воспевал родные русские просторы, места, где он жил, которые посещал. Это – средняя полоса России, степные районы российского Юга, а также Украина, Кавказ, Крым, Молдавия, Поволжье и Предуралье.
Летом 1829 г. А. С. Пушкин совершил поездку в Закавказье. В путевом очерке «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» Пушкин упоминает «воронежские степи» как один из географических ориентиров: «До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти вёрст. Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зелёной равнине…» (Пушкин А. Собрание сочинений. Т. 6. Москва, 2006. С. 396). Данное упоминание даёт основание предположить, что А. С. Пушкин проезжал на юг через Воронеж. Однако документированных подтверждений данного факта нет.
С Воронежским краем связаны многие лица из пушкинского окружения (Д. В. Веневитинов, Н. Н. Раевский, Е. П. Ростопчина, К. Ф. Рылеев, Н. И. Кривцов, Д. Н. Бегичев, А. И. Левшин, И. Т. Радожицкий, братья А. Н. и Н. Н. Марины и другие). Поэт А. В. Кольцов был знаком с А. Пушкиным, посвятил памяти А. С. Пушкина стихотворение «Лес» (1837).
В 1899 г. в Воронеже и губернии состоялись юбилейные торжества в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Филолог Прядкин С. Н. написал очерк «Памяти А. С. Пушкина» (Воронеж, 1899). В «Памятной книжке Воронежской губернии. 1900 г.» опубликован материал «Пушкинские празднества в Воронежской губернии».
Значительный вклад в пушкиноведение внесли воронежские уроженцы и деятели, связанные биографией с Воронежским краем: П. Е. Щёголев, Б. И. Бурсов, Е. А. Маймин, Б. Т. Удодов, А. А. Фаустов, Г. В. Антюхин и другие. Монография Б. Т. Удодова «Пушкин: художественная антропология» была переиздана в ВГУ в 1999 г.
С 1827 г. с Пушкиным был знаком литературный критик А. В. Никитенко. Как цензор, он просматривал «Поэмы и повести А. С. Пушкина» (1835), «Стихотворения Александра Пушкина» (1835), стихи Пушкина в «Библиотеке для чтения» (1834, 1835). В своём дневнике Никитенко отметил, что гибель Пушкина стала большой потерей для русской культуры.
Писатель И. А. Бунин мечтал создать книгу, посвящённую А. Пушкину, неоднократно упоминал и писал о поэте. В частности, в 1926 г. он написал статью «Думая о Пушкине» (И. Бунин. Публицистика 1918–1953 годов. Москва, 1998).
Первой опубликованной работой литературоведа Б. М. Эйхенбаума была публикация «Пушкин-поэт и бунт 1825 года. Опыт психологического исследования» (1907), им же написана статья «Путь Пушкина к прозе» (1969).
На английский язык произведения Пушкина переводила Наталья Александровна Эртель (в замужестве Даддингтон), старшая дочь писателя А. И. Эртеля.
К творчеству Пушкина постоянно обращался А. П. Платонов. Им была создана пьеса «Ученик лицея» (1930). В 1937 г. Платонов написал статьи: «Пушкин – наш товарищ», в центре которой – поэма «Медный всадник»; «Пушкин и Горький» – где объектом анализа стал «Евгений Онегин».
Свои размышления о поэте оставил Ю. Д. Гончаров «Возле Пушкина» (Гончаров Ю. Верность и терпение: повести, рассказы, воспоминания. Воронеж, 2003).
В своём творчестве к А. С. Пушкину обращался поэт Исаев Е. А. Им написаны стихи и статья «День Пушкина» (Исаев Е. А. Избранное в трёх томах. Т. 3. Воронеж, 2011).
Поэтическая пушкиниана достаточно обширна, в которую внесли свою лепту и воронежские поэты. Пушкину посвятили стихи: Будаков В. В. «Читая Пушкина»; Панкратов В. Ф. «Пушкинский автограф», «Поединок»; Прасолов А. Т. «Пушкин»; Пресман А. «Пушкин в лицее» и др.
В 2015 г. вышла в свет монография воронежских историков Ольги Фарберовой и Владимира Тонких «Россия и Пушкин: исторические воззрения поэта». Авторы книги подробно рассматривают художественные и публицистические произведения Пушкина с позиции оценки поэтом исторических событий различных периодов русской истории.
Пушкинская тема присутствует в творчестве многих местных деятелей культуры и искусства, краеведов, журналистов и др. Следует отметить, что многочисленные публикации местных краеведов о воронежских маршрутах А. С. Пушкина построены на предположениях.
Уроженец Воронежа, прозаик Воищев Ю. Т. посвятил А. С. Пушкину повесть «Ночная метель» («Подъём». 1973. № 1), роман-миф «Вечная возлюбленная» (Воронеж, 1991).
В 2013 г. в Воронеже издана книга «Пушкин. Что знали посвящённые…». Автор, Сергей Александрович Наговицын, как историк, строит свои выводы на фактах, на основании документов раскрывает малоизвестные страницы личной жизни Пушкина, а также некоторых его произведений.
Павловский краевед Солодовченко Д. Ф. издал книгу «Тайны Пушкина: литературные этюды» (Воронеж, 2014).
К 200-летию А. С. Пушкина в Воронеже были опубликованы книги, статьи и очерки в журналах, альманахах, сборниках. Юбилею поэта был посвящён 12-й выпуск «Филологических записок» (ВГУ, 1999). Вышел специальный номер журнала «Подъём» (1999. № 6). Также на страницах журнала «Подъём» неоднократно публиковались стихи поэта и публикации о нём. Изданы книги «Памятники А. С. Пушкину» В. И. Кононова, «Дорогами Пушкина» Н. Гамова и др.
При Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанёва действует литературный клуб «Встречи с Пушкиным», созданный в 1996 г. по инициативе известного воронежского собирателя пушкинианы И. Б. Карпова. В 2007 г. увидели свет биобиблиографические пособия, посвящённые пушкиниане И. Б. Карпова, А. И. Пенкина.
Неоднократно на сценах воронежских театров зрители могли видеть спектакли по произведениям Александра Пушкина: «Евгений Онегин» – в Воронежском театре оперы и балета; «Сказки Пушкина» и «Капитанская дочка» на сцене ТЮЗа; «Метель» в Воронежском академическом театре драмы им. Кольцова и др. В филармонии звучал музыкально-поэтический спектакль «Сказки А. С. Пушкина», бэнд-мюзикл по мотивам "Маленьких трагедий", а с 2017 г. открыл двери музыкально-литературный лекторий по программе «В гостиной истинно дворянской».
Образ поэта привлекал внимание многих художников, в том числе воронежских. Портреты А. С. Пушкина и сюжеты, связанные с его жизнью и творчеством писали художники: Н. Н. Ге, В. Знатков, Г. А. Гончаров, А. М. Курзанов, А. И. Пенкин, А. В. Богачёв, Б. А. Катков и др. В. А. Пресняков иллюстрировал издание А. Пушкина «Зимнее утро» (Воронеж, 1987). Работы художника и скульптора А. Е. Козинина из Калача, посвящённые поэту, установлены в с. Захарово Московской области, Башкортостане, Словении и др. Для ТЮЗовсого фестиваля «Театр детства и юности – XXI век» А. Козинин изготовил призы и в том числе «Золотого Петушка» из сказки Пушкина.

Барельеф А. С. Пушкина (среди других писателей) на фасаде здания Воронежской областной библиотеки им. И. С. Никитина
Именем А. С. Пушкина названа улица в Воронеже, практически в каждом населённом пункте есть скверы и улицы, носящие имя поэта. В 1999 г. в Воронеже был установлен памятник А. С. Пушкину. Также памятники поэту есть в городах Воронежской области: «Бюст А. С. Пушкину» в г. Острогожске; «Бюст А. С. Пушкину» в г. Россоши.
Имя поэта носят библиотеки: Специализированная городская библиотека искусств (Воронеж), Павловская межпоселенческая центральная библиотека (г. Павловск), Межпоселенческая библиотека Эртильского муниципального района (г. Эртиль), Новоусманская детская библиотека им. А. С. Пушкина (с. Новая Усмань), при которой работает Новоусманский Пушкинский музей (основан в 1976 г. В. М. Злобиной). Также имя поэта носит Воронежская средняя общеобразовательная школа № 11 (ул. Володарского, 60).

 

Литература

• Дядьков А. Пушкинские празднества в Воронежской губернии // Памятная книжка Воронежской губернии. 1900 г. / Воронеж. губ. стат. комитет. – Воронеж, 1899. – Отд. III. – С. 45–52.
• Венок Пушкину : стихи воронежцев, обращённые к великому русскому поэту / ред.-сост. В. В. Силин. – Воронеж : Коммуна, 2000. – 72 с.
• Карпов И. Б. Пушкинский венок : моя экслибрисная пушкиниана / И. Б. Карпов ; [ред. О. Г. Ласунский]. – Воронеж : [б. и.], 2015. – 34 с. : ил.

***

• Свительский В. А. С. Пушкин в сознании Андрея Платонова / В. Свительский, С. Сергиенко // Подъём. – 1987. – № 2. – С. 119–128.
• Карпов И. Записки коллекционера : [о коллекции пушкинских произведений] // Подъём. – 2009. – № 6. – С. 199–203.
• Манушин А. Противостояние : [Пушкин и Уваров] // Подъём. – 2011. – № 3. – С. 195–206.
• Шеметова Т. Г. Метаморфозы мифологемы "няня Пушкина" в русской литературе XX века : [в текстах А. Платонова] // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2011. – № 4. – С. 134–145.
• Александр Пушкин в рисунках Александра Пенкина. Пушкиниана А. И. Пенкина из коллекции И. Б. Карпова : альбом рисунков / сост. И. Б. Карпов ; ред. И. И. Кесслер. – Воронеж : ООО "ЛЕВ", 2012. – 92 с. : ил.
• Тимофеев Н. Приятель Пушкина, губернатор воронежский : [Н. Кривцов и А. Пушкин] // Воронежский телеграф. – 2012. – Февр. (№ 146). – С. 8–12.
• Межевитин В. Воронежский друг Пушкина : [о портрете Михаила Виельгорского, хранящемся в Воронежском областном художественном музее им. И. Крамского] // Коммуна. – 2014. – 6 июня. – С. 5.
• Фурсов В. «И долго буду тем любезен я народу : (Пушкинская тема воронежских учёных) // Подъём. – 2015. – № 10. – С. 221–223.
• Куликов Е. Воронежские знакомые Пушкина. – Воронеж : Воронеж. обл. тип., 2017. – 256 с.
• Ласунский, О. Г. Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский ; худож. А. В. Загородных. – 5-е изд., доп. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2022. – 508 с. : ил. – Указ. имён: с. 495.

 

Веневитинов Дмитрий Владимирович

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14(26).09.1805–15(27).03.1827) родился в г. Москве в Кривоколенном переулке, в дворянско-аристократической семье. Отец – Владимир Петрович Веневитинов (1777–1814) – отставной гвардейский прапорщик Преображенского полка, умер, когда Дмитрию было всего 9 лет. Мать – Анна Николаевна, урожденная княжна Оболенская (1782–1841) – троюродная тетка Александра Сергеевича Пушкина. Дом, в котором родился Дмитрий, сохранился до сих пор. Он стоит недалеко от Мясницкой улицы, на первом повороте переулка. На нём есть мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме у Веневитиновых А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова».
Д. В. Веневитинов получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Непосредственное образование Дмитрия было доверено преподавателям Московского университета: учёному-материалисту, медику Иустину Егоровичу Дядьковскому; математику П. С. Щепкину; поэту, переводчику, литературному критику Алексею Федоровичу Мерзлякову; композитору, дирижёру, пианисту Иосифу Иосифовичу Гениште; художнику Лапершу. К 14 годам Дмитрий читал в подлиннике Вергилия, Горация, Гомера, Эсхила, переводил их на русский, в совершенстве владел французским, немецким, английским и изучал итальянский язык.
Первое из дошедших до наших дней стихотворение Веневитинова датировано 1821 г. Оно называется «К друзьям» и является ответом на «Послание Веневитиновым» А. С. Хомякова, адресованное Дмитрию и Алексею.
В 1822 г. шестнадцатилетний Дмитрий поступает в Московский университет вольнослушателем и посещает лекции сразу на всех 4-х отделениях: нравственно-политическом, словесном, физико-математическом и медицинском, получая поистине энциклопедические знания. В университете он сформировался как романтический поэт со свойственным ему стилем. Большое влияние на Д. В. Веневитинова в формировании его интереса к философии и глубокого её изучения оказал профессор М. Г. Павлов (уроженец г. Ельца, закончил Воронежскую духовную семинарию). Именно Павлов обратил Веневитинова к серьезному изучению классика немецкой философии – Шеллинга. Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашёл выражение в философском познании жизни.
В ноябре 1823 г. Д. В. Веневитинов окончил университет и поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.
В 1823 г. в Москве был организован Литературно-философский кружок «Общество любомудрия» (1823–1825). В кружок, помимо председателя В. Ф. Одоевского и секретаря Д. В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Члены кружка изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, а впоследствии сыграли заметную роль в разработке русской философской мысли и литературы. На собраниях общества Веневитинов читал отрывки из своей философской прозы: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Участники кружка печатались преимущественно в журнале «Вестник Европы» и альманахе «Мнемозина», а после роспуска общества большинство из них объединились вокруг созданного по совету А. С. Пушкина и по программе Д. В. Веневитинова журнала «Московский вестник», который выходил с начала 1827 г.
Столичная жизнь Веневитинова чередовалась с поездками в провинцию. У Веневитиновых были довольно многочисленные владения в Воронежском и Землянском уездах Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде». После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в Новоживотинное. Имением руководил управляющий, не сумевший справедливо и честно вести дела с крестьянами. В конце лета 1824 г. Дмитрий вместе с братом Алексеем вынуждены были поехать в своё воронежское имение Новоживотинное, чтобы уладить проблемы в делах управления. Путь в имение лежал через Воронеж, где братья остановились на два дня и встретились с родственниками и знакомыми. О своём пребывании в Воронеже Дмитрий писал матери, сообщая о визите к воронежскому губернатору Н. И. Кривцову. Николай Иванович был участником Бородинского сражения, родным братом декабриста Сергея Ивановича Кривцова, а также близким знакомым А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского и В. А. Жуковского. Веневитинов также нанёс визиты предводителю дворянства, прокурору и председателю гражданской палаты. У поэта была возможность увидеть Воронеж, погулять по его главной улице – Большой Дворянской. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи.
Поездка в воронежские владения многому научила поэта, помогла увидеть реальную жизнь крестьянской России. Восторг от красоты донской природы, привёл к размышлениям о причастности к нескончаемому чуду жизни и философскому восприятию бытия. По возвращению из Воронежской губернии у Веневитинова появятся философские новеллы и стихи о природе.
К 1825 г. окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта. К 1825 г. относится и первое выступление Веневитинова в печати как литературного критика. В журнале «Сын Отечества» был опубликован его «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Пушкину очень понравилась эта статья, а также отзывы Веневитинова о второй главе «Евгения Онегина» и отрывке из «Бориса Годунова».
Важным событием в жизни Д. В. Веневитинова стало знакомство его с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Веневитинов любил её сильной, без расчёта на взаимность, поэтической любовью, символом которой стал знаменитый перстень княгини, найденный в своё время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия Владимировича в Петербург. Веневитинов прикрепил перстень к часам, в виде брелока, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Этому событию в его жизни посвящено стихотворение «К моему перстню», которое вполне можно назвать пророческим. Поэтическое предсказание Веневитинова сбылось. В 1930 г. могила Веневитинова, в связи с закрытием кладбища при бывшем Симоновом монастыре, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был вынут и сейчас, как реликвия, хранится в Государственном литературном музее в Москве.
В ноябре 1826 г. Веневитинов уехал из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург Веневитинов был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов, среди которых он имел немало друзей. Арест оказал на поэта пагубное влияние: кроме тяжёлого нравственного впечатления, пребывание в сыром и холодном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. В дальнейшем он, при всей увлечённости новой службой в Азиатском департаменте, страдал от северного климата.
Петербургский период жизни Веневитинова наполнен напряжённой деятельностью и высоким творческим подъёмом. К этому времени о Веневитинове можно говорить уже как о сложившемся, зрелом поэте, способном не только находить оригинальные темы, но и оригинально выражать их, создавая свой неповторимый стиль философской лирики. Стихотворения, относящиеся к последнему году его жизни, отличаются совершенством формы и глубиной содержания, являясь вершиной его лирики. Это своеобразный цикл, состоящий из 6 стихотворений: «Моя молитва», «Жизнь», «Поэт», «Жертвоприношение», «Утешение», «Послание к Рожалину». Блестящи и его переводы из «Эгмонта» и «Фауста» Гёте. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
В Петербурге Дмитрий начал писать роман в прозе «Владимир Паренский». К сожалению, произведение не было окончено, отрывки из романа были опубликованы в 1831 г., уже после смерти автора. Поэту не пришлось осуществить многих своих намерений…
В начале марта 1827 г. Веневитинов сильно простудился, болезнь остановить не удалось. Поэт умер 15 (27) марта 1827 г., не дожив до 22 лет.
Веневитинову посвящены стихи З. А. Волконской «На смерть Д. В. Веневитинова» и А. В. Кольцова «Вздох на могиле Веневитинова».
Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание поэта, В. Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
В 1994 г. на окраине Коминтерновского района г. Воронежа есть Веневитиновская улица.

В 2005 г. воронежцы отметили 200-летие со дня рождения поэта. В честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории Музея-усадьба Д. В. Веневитинова был открыт памятник поэту.

Галерея подготовлена Творческой студией "ПРОЕКЦИЯ"

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ А. С.

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14(26).09.1805–15(27).03.1827) родился в г. Москве в Кривоколенном переулке, в дворянско-аристократической семье. Отец – Владимир Петрович Веневитинов (1777–1814) – отставной гвардейский прапорщик Преображенского полка, умер, когда Дмитрию было всего 9 лет. Мать – Анна Николаевна, урожденная княжна Оболенская (1782–1841) – троюродная тетка Александра Сергеевича Пушкина. Дом, в котором родился Дмитрий, сохранился до сих пор. Он стоит недалеко от Мясницкой улицы, на первом повороте переулка. На нём есть мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме у Веневитиновых А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова».
Д. В. Веневитинов получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Непосредственное образование Дмитрия было доверено преподавателям Московского университета: учёному-материалисту, медику Иустину Егоровичу Дядьковскому; математику П. С. Щепкину; поэту, переводчику, литературному критику Алексею Федоровичу Мерзлякову; композитору, дирижёру, пианисту Иосифу Иосифовичу Гениште; художнику Лапершу. К 14 годам Дмитрий читал в подлиннике Вергилия, Горация, Гомера, Эсхила, переводил их на русский, в совершенстве владел французским, немецким, английским и изучал итальянский язык.
Первое из дошедших до наших дней стихотворение Веневитинова датировано 1821 г. Оно называется «К друзьям» и является ответом на «Послание Веневитиновым» А. С. Хомякова, адресованное Дмитрию и Алексею.
В 1822 г. шестнадцатилетний Дмитрий поступает в Московский университет вольнослушателем и посещает лекции сразу на всех 4-х отделениях: нравственно-политическом, словесном, физико-математическом и медицинском, получая поистине энциклопедические знания. В университете он сформировался как романтический поэт со свойственным ему стилем. Большое влияние на Д. В. Веневитинова в формировании его интереса к философии и глубокого её изучения оказал профессор М. Г. Павлов (уроженец г. Ельца, закончил Воронежскую духовную семинарию). Именно Павлов обратил Веневитинова к серьезному изучению классика немецкой философии – Шеллинга. Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашёл выражение в философском познании жизни.
В ноябре 1823 г. Д. В. Веневитинов окончил университет и поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.
В 1823 г. в Москве был организован Литературно-философский кружок «Общество любомудрия» (1823–1825). В кружок, помимо председателя В. Ф. Одоевского и секретаря Д. В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Члены кружка изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, а впоследствии сыграли заметную роль в разработке русской философской мысли и литературы. На собраниях общества Веневитинов читал отрывки из своей философской прозы: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Участники кружка печатались преимущественно в журнале «Вестник Европы» и альманахе «Мнемозина», а после роспуска общества большинство из них объединились вокруг созданного по совету А. С. Пушкина и по программе Д. В. Веневитинова журнала «Московский вестник», который выходил с начала 1827 г.
Столичная жизнь Веневитинова чередовалась с поездками в провинцию. У Веневитиновых были довольно многочисленные владения в Воронежском и Землянском уездах Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде». После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в Новоживотинное. Имением руководил управляющий, не сумевший справедливо и честно вести дела с крестьянами. В конце лета 1824 г. Дмитрий вместе с братом Алексеем вынуждены были поехать в своё воронежское имение Новоживотинное, чтобы уладить проблемы в делах управления. Путь в имение лежал через Воронеж, где братья остановились на два дня и встретились с родственниками и знакомыми. О своём пребывании в Воронеже Дмитрий писал матери, сообщая о визите к воронежскому губернатору Н. И. Кривцову. Николай Иванович был участником Бородинского сражения, родным братом декабриста Сергея Ивановича Кривцова, а также близким знакомым А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского и В. А. Жуковского. Веневитинов также нанёс визиты предводителю дворянства, прокурору и председателю гражданской палаты. У поэта была возможность увидеть Воронеж, погулять по его главной улице – Большой Дворянской. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи.
Поездка в воронежские владения многому научила поэта, помогла увидеть реальную жизнь крестьянской России. Восторг от красоты донской природы, привёл к размышлениям о причастности к нескончаемому чуду жизни и философскому восприятию бытия. По возвращению из Воронежской губернии у Веневитинова появятся философские новеллы и стихи о природе.
К 1825 г. окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта. К 1825 г. относится и первое выступление Веневитинова в печати как литературного критика. В журнале «Сын Отечества» был опубликован его «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Пушкину очень понравилась эта статья, а также отзывы Веневитинова о второй главе «Евгения Онегина» и отрывке из «Бориса Годунова».
Важным событием в жизни Д. В. Веневитинова стало знакомство его с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Веневитинов любил её сильной, без расчёта на взаимность, поэтической любовью, символом которой стал знаменитый перстень княгини, найденный в своё время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия Владимировича в Петербург. Веневитинов прикрепил перстень к часам, в виде брелока, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Этому событию в его жизни посвящено стихотворение «К моему перстню», которое вполне можно назвать пророческим. Поэтическое предсказание Веневитинова сбылось. В 1930 г. могила Веневитинова, в связи с закрытием кладбища при бывшем Симоновом монастыре, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был вынут и сейчас, как реликвия, хранится в Государственном литературном музее в Москве.
В ноябре 1826 г. Веневитинов уехал из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург Веневитинов был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов, среди которых он имел немало друзей. Арест оказал на поэта пагубное влияние: кроме тяжёлого нравственного впечатления, пребывание в сыром и холодном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. В дальнейшем он, при всей увлечённости новой службой в Азиатском департаменте, страдал от северного климата.
Петербургский период жизни Веневитинова наполнен напряжённой деятельностью и высоким творческим подъёмом. К этому времени о Веневитинове можно говорить уже как о сложившемся, зрелом поэте, способном не только находить оригинальные темы, но и оригинально выражать их, создавая свой неповторимый стиль философской лирики. Стихотворения, относящиеся к последнему году его жизни, отличаются совершенством формы и глубиной содержания, являясь вершиной его лирики. Это своеобразный цикл, состоящий из 6 стихотворений: «Моя молитва», «Жизнь», «Поэт», «Жертвоприношение», «Утешение», «Послание к Рожалину». Блестящи и его переводы из «Эгмонта» и «Фауста» Гёте. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
В Петербурге Дмитрий начал писать роман в прозе «Владимир Паренский». К сожалению, произведение не было окончено, отрывки из романа были опубликованы в 1831 г., уже после смерти автора. Поэту не пришлось осуществить многих своих намерений…
В начале марта 1827 г. Веневитинов сильно простудился, болезнь остановить не удалось. Поэт умер 15 (27) марта 1827 г., не дожив до 22 лет.
Веневитинову посвящены стихи З. А. Волконской «На смерть Д. В. Веневитинова» и А. В. Кольцова «Вздох на могиле Веневитинова».
Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание поэта, В. Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
В 1994 г. на окраине Коминтерновского района г. Воронежа есть Веневитиновская улица.

В 2005 г. воронежцы отметили 200-летие со дня рождения поэта. В честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории Музея-усадьба Д. В. Веневитинова был открыт памятник поэту.

 

Фрагмент выставки в ВОУНБ имени И. С. Никитина

 

Литература

• Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / под ред. Б. В. Смиренского ; авт. вступ. ст. Д. Д. Благой. – М. ; Л. : ACADEMIA, 1934. – [540] с.
• Веневитинов Д. В С глаголом неба на земле : Стихотворения. Поэмы и драмы в стихах. Проза. Статьи. Современники о Д. В. Веневитинове / сост.: Р. В. Андреева, Л. Ф. Попова ; науч. ред., вступ. ст., коммент. Б. Т. Удодова. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2003. – 351, [1] с., [8] л. ил.
• Веневитинов Д. В. Спокойно дни мои цвели в долине жизни... : Стихотворения. Письма из деревни / Д. В. Веневитинов. – Москва : Белый город, 2013. – 175 с. : ил.
• Веневитинов Д. В. Души пророчества правдивы... / Д. В. Веневитинов. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2017. – 184 с., [8] л. ил. : ил.

***
• Осокин В. Н. Перстень Веневитинова : этюды о художниках и писателях. – М. : Сов. Россия, 1969. – 123 с.
• Литературная критика 1800–1820-х годов / авт. вступ. ст., сост., примеч. и подгот. текста Л. Г. Фризмана. – М. : Худож. лит., 1980. – 343 с., [4] л. ил.
• Чернышев М. А. «В душе неразгаданной думы тая...» : о жизни и творчестве Дм. Веневитинова. – Саратов : Заволжье, 1992. – 280 с.
• Воронежцы : знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. – Воронеж, 2007. – С. 116–120.
• Воронежская историко-культурная энциклопедия : персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 91.
• Чернышев М. А. «Другой Ленский» : этюды о поэте : [продолж. «В душе неразгаданной думы тая...» : о Д. В. Веневитинове] / М. Чернышев. – Тамбов : [Тамбовский полиграфический союз], 2017. – 152 с., [4] л. ил.
• Дмитрий Веневитинов. Усадьба Веневитиновых. Дом-музей Дмитрия Веневитинова / вступ. ст. Е. Г. Новичихина ; текст Е. А. Виноградовой. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2020. – 272 с. : ил.

МАТЕРИАЛЫ из группы в ВКонтакте ПЕРЕЙТИ!

©ПУШКИНЛИПЕЦК.ру 4 июня 2023 — 2024

Руководитель проекта: профессор МСА Елена Вячеславовна Лабынцева

web-вёрстка Студия «Проекция»:  Б.В.О.