О музее
Литературный музей
Открыт 16 ноября 2009 г.
Литературный музей открыт на основании Постановления губернатора Курской области А.Н. Михайлова как филиал Курского областного краеведческого музея. Музей располагается в старинном здании, с конца ХIX в. по 1914 г. владельцем которого был крестьянин Ф.С. Трофимов.
В экспозиции музея, размещенной в восьми залах общей площадью 228 кв. м., отражена литературная жизнь Курского края, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Сотрудниками музея собран материал о 220 курских поэтах и писателях.
В экспозиции представлены материалы о первом русском известном курянине — просветителе Преподобном Феодосии Печерском; именно с ним связано первое упоминание о Курске в «Житие Феодосия Печерского», написанном летописцем Нестором.
С Курским краем тесно связано гениальное художественно-публицистическое произведение «Слово о полку Игореве», которое повествует о героических и вместе с тем трагических событиях периода раздробленности Руси и княжеских междоусобиц. Неизвестный автор славит опытных и отважных курских воинов, «с конца копья вскормленных».
Вольнолюбивый и бунтарский дух курян сказался на жизни и творчестве первого известного просветителя, писателя и поэта второй половины ХVII в. Сильвестра Медведева, занимавшегося просвещением русского народа и мечтавшего об учреждении в Москве университета.
С 1798 г. в Курске жил автор поэмы «Душенька» И.Ф. Богданович, высокообразованный человек, снабжавший любителей чтения книгами из собственной библиотеки и принявший участие в судьбе будущего актёра М.С. Щепкина.
Тесными узами с Курским краем был связан поэт, декабрист В.Ф. Раевский, русский историк, автор трудов о деятельности Петра I Н.А. Полевой; поэтическая судьба А.А. Фета с 1876 г. связана с д. Воробьёвка Золотухинского района Курской области.
Курская земля гордится именами Николая Асеева, Аркадия Гайдара, Пимена Карпова, Юрия Германа, Валентина Овечкина, Александра Кривицкого, Петра Сальникова, Михаила Колосова, Владимира Деткова, Николая Корнеева, Валентины Коркиной, Егора Полянского, Юрия Першина и др.
Особое место в экспозиции музея отведено писателям Константину Воробьёву и Евгению Носову. В 2001 г. им была присуждена литературная премия им. А.И. Солженицына.
Много внимания в экспозиции уделено современной литературной жизни Курского края, организации и деятельности Курского отделения Союза писателей России.
Ежегодно Литературный музей посещает около 20 000 человек.
График работы: понедельник- суббота 9-00 до 17-30, воскресенье- выходной день. Последний четверг каждого месяца — санитарный день.
305004 г. Курск, ул. Садовая, д. 21
тел./факс (4712) 51-23-47
Е-mail: litmuseum46-kursk@yandex.ru
Заведующая музеем Захарова Наталья Вячеславовна
О музее
Николай Полевой
Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) родился в Иркутске, в семье богатого курского купца. Уже первые произведения Николая Полевого, опубликованные на страницах «Русского вестника» произвели в Курске некоторую сенсацию. В 1825-1834 году он издавал журнал «литературы, критики и художества» «Московский телеграф», ставший главным делом его жизни и важным этапом в развитии русской культуры. Николай Полевой первым создал русский энциклопедический журнал, по образцу которого позднее издавались «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» А.А. Краевского, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.
Как историк заявил о себе в 1819 г. статьей о «Слове о полку Игореве». Автор многих повестей и романов. По его переводу был поставлен «Гамлет» У. Шекспира. В 1833 г. выпустил обширное издание «Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы».
«Если вы будете в Курске, советую вам подойти на берег Тускари к бывшему Троицкому монастырю и полюбоваться оттуда видом на Стрелецкую слободу, окрестности ее и скат под гору к Тускари. Не менее хорош вид и на Ямскую слободу, которая раздвинулась на луговой стороне реки…»
Н.Полевой «Рассказы русского солдата»
«Московский телеграф» издавался Н. А. Полевым в Москве в 1825—1834 гг. В год — 24 номера (четыре номера, объединенных в часть). В 1825 г. с подзаголовком «Журнал литературы, критики, наук и художеств»; в 1826—1827 гг. каждый номер делился на 2 отдела: I (1. Науки и искусства. 2. Критика. 3. Библиография. 4. Современные летописи), II (1. Изящная словесность. 2. Смесь). Журнал нового, энциклопедического, типа, отличался широтой диапазона (словесность, философия, история, статистика, политическая экономия и т. д.). Обязательными были разделы библиографии и критики. Николай Алексеевич Полевой (1796—1846) — беллетрист, историк, критик и журналист. Полевой, купец по происхождению, последовательно отстаивал идею неразрывной связи дальнейшего буржуазного развития России и культурного подъема в стране. Особенное значение он придавал распространению просвещения среди третьего сословия, и его журнал стал в первую очередь выразителем интересов «средних классов» русского общества. «Московский телеграф» ориентировался на возможно более широкую аудиторию и на протяжении всех лет издания оставался самым читаемым русским журналом.
В первые годы существования «Московского телеграфа» (1825—1827) его социально-политическая и эстетическая программы находились еще в стадии формирования. Литературная позиция самого Полевого как критика также еще не определилась. Его критические взгляды сложились в целостную систему лишь ко второй половине 1820-х гг. До конца 1820-х гг. в журнале сотрудничали писатели пушкинского круга — Вяземский, Жуковский, Баратынский, А. И. Тургенев, Дашков и др. Вяземский в 1825—1827 гг. был тесно связан с редакцией; он выступил посредником между «Московским телеграфом» и Пушкиным. Вяземский просил Пушкина участвовать в готовящемся издании (XIII, 118). Посланное Пушкиным при ответном письме (XIII, 126) стихотворение «Телега жизни» напечатано в № 1 «Московского телеграфа» (с. 49; с измен, 2-й строфы). Здесь же (с. 39) Вяземский цитирует неопубликованное стихотворение «К морю». Пушкин получал журнал в Михайловском. Первое время он отзывался о нем одобрительно и соглашался его «поддержать» (XIII, 158, 160). Но на протяжении 1825 г. растет неудовлетворенность Пушкина журналом. Он неоднократно указывает Вяземскому на поверхностные суждения, дилетантизм, «невежество» и «педантизм» Полевого и отказывается числиться постоянным сотрудником «Телеграфа» (XIII, 184, 185, 227, 304—305). В 1825 г. в «Московском телеграфе» было опубликовано 7 произведений Пушкина, в том числе его первые появившиеся в печати критические статьи — «О г-же Сталь и г. А. М-ве» (Ч. 3. № 12. С. 255—259) и «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (Ч. 5. № 17. С. 40—46). Также; «Приятелям» (под загл. «Журнальным приятелям»; Ч. 1. № 3. С. 215), «Ex ungue leonem» (Ч. 4, № 13. С. 43), «Стихи в альбом» («Если жизнь тебя обманет...».) (Ч. 5. № 17. С. 37), «Цыганская песня» («Старый муж, грозный муж!..») (из поэмы «Цыганы»; Ч. 6. № 21. С. 69). В 1826 г. в «Московском телеграфе» появилось только стихотворение «Элегия» («Люблю ваш сумрак неизвестный...») ( Ч. 7. № 1. Отд. 2. С. 5—6). На этом непосредственное участие Пушкина в журнале кончилось. Личное знакомство Пушкина с Н. А. Полевым осенью 1826 г. в Москве подтвердило их расхождения. В последующие годы в «Телеграфе» были напечатаны лишь три эпиграммы Пушкина на М. Т. Каченовского; «Журналами обиженный жестоко...», «Там, где древний Кочерговский» и «Как сатирой безымянной...» (1829. Ч. 26. № 7. С. 257; № 8. С. 408; Ч. 29. № 18. С. 194). О сотрудничестве Пушкина в «Московском телеграфе» см. также в «Записках» Кс. А. Полевого (Полевой. С. 172—174, 223—236; то же в кн.: Пушкин в восп. совр. (1974). Т. 2. С. 48—60).
«Московский телеграф» последовательно защищал и пропагандировал романтическое направление в литературе. В первые годы издания творчество Пушкина неизменно вызывало восторженные отклики на страницах «Телеграфа». Эстетические взгляды Н. А. и Кс. А. Полевых и впоследствии определяли их отношение к
Пушкину как к писателю-романтику, самому яркому представителю романтического периода русской литературы.
К концу 1820-х гг. «Московский телеграф» становится на позиции резкого противостояния дворянской литературе. В 1829 г., после публикации статьи Н. А. Полевого о Н. М. Карамзине (Ч. 27. № 12) и последовавшего за ней разрыва с журналом писателей пушкинского круга, «Московский телеграф» начинает полемику о так называемой «литературной аристократии». Пушкин выступал в этой полемике против «Московского телеграфа» на страницах «Литературной газеты». С конца 1820-х гг. в журнале все чаще начинают появляться отрицательные отзывы о произведениях Пушкина. В то же время «Телеграф» продолжает следить за выходом его новых произведений, переводом их на иностранные языки, отзывами о поэте в зарубежной печати, выступать против подражателей Пушкина.
Общее оппозиционное направление журнала не раз вызывало недовольство правительства. Резкая рецензия Н. А. Полевого на официозную драму Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834. Ч. 4. № 3) послужила поводом к запрещению журнала в 1834 г. после № 5.
Лит.: Николай Полевой: Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов / Под ред. и с прим. В. Орлова. Л., 1934; Козмин Н. К. Очерки по истории русского романтизма: Н. А. Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи. СПб., 1903; Орлов В. Н. Н. А. Полевой и «Московский телеграф» // Очерки по истории русской журналистики и критики. Л., 1950. Т. 1. С. 256—299; Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969. С. 128—169; Салинка В. А. Н. А. Полевой — журналист и критик пушкинской эпохи. Автореф. канд. дис. Л., 1972; Н. А. Полевой, Кс. А. Полевой. Литературная критика: Статьи и рецензии 1825—1842 / Сост., вступ. ст. и коммент. В. Березиной и И. Сухих. Л., 1990; Попкова Н. А. Московский телеграф, издаваемый Николаем Полевым: Указатель содержания, 2-е изд. Саратов, 1990. Вып. 1—3 (в указателе учтены имеющиеся в исследовательской литературе атрибуции анонимных статей Н. А. Полевого; сводную библиографию статей Н. А. Полевого, опубликованных в «Московском телеграфе», см. также: Шикло А. Е. Исторические взгляды Н. А. Полевого. М., 1981. С. 179—203).
Е. О. Ларионова
Будучи в ссылке в Бессарабии, Александр Сергеевич в Кишинёве познакомился со штабс-капитаном 32-го егерского полка 16-й дивизии Владимиром Федосеевичем Раевским (1795–1872), уроженцем слободки Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии. (Ныне это Черемисиновский район Курской области.) Раевский не только участник Отечественной войны 1812 года и герой Бородинского сражения, награждённый за храбрость золотой шпагой, но и поэт, член тайных сообществ «Дружеский лист» и «Союз благоденствия».
Насколько тесными были взаимоотношения Пушкина и Раевского, трудно сказать, но именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года, случайно узнав о готовившемся аресте Раевского, лично предупреждает его об этом. И Владимир Федосеевич, вняв словам поэта, успевает уничтожить все компрометирующие как его самого, так и его товарищей по тайным обществам документы. Поэтому, когда 6 февраля агенты тайной полиции арестовывают Раевского, то улик против него во время обыска не находят. Впрочем, отсутствие улик не мешает им отдать вольнодумца под следствие и суд.
Находясь в заключении, Раевский пишет стихотворение «Певец в темнице», на которое Пушкин откликнулся стихотворением «Узник». После этого общение Пушкина и Раевского прерывается. У каждого свой путь…
«Каналья» Егор Аладьин
Поэт, прозаик, переводчик и издатель Е.Д. Аладьин родился в Курске в семье дворян Щигровского уезда. Юношей участвовал в Отечественной войне 1812 года, но в 1816 году в звании поручика уволился из армии. Служил в Курской казённой палате. В 1820 году переехал в Санкт-Петербург, где пристрастился к литературной деятельности, опубликовав пьесу в стихах «Быль, в баснословном рассказе – союз любви и славы», а следом – повесть «Кум Иван», исторические повести «Владислав и Александра», «Кочубей» и ряд других произведений.
Взаимодействие Аладьина с Пушкиным началось в 1826 году. Причём началось с конфуза: Аладьин в афишах указал имя поэта, но его произведений в первом выпуске «Невского альманаха» не опубликовал. Пушкин обозвал Аладьина «канальей и вруном». Мало того, одной из своих знакомых барышень (предположительно Анне Николаевне Вульф) отправил саркастическое стихотворение:
Примите «Невский альманах».
Он мил и в прозе, и в стихах:
Вы тут найдёте Полевова,
Василья Пушкина, Маркова;
Княжевич – дальный ваш родня
Украсил также книжку эту;
Но не найдёте вы меня:
Мои стихи скользнули в Лету…
Однако Аладьин, прослышав про едкую эпиграмму, не смутился, а стал «выпрашивать» у Пушкина стихи для следующего сборника. В ответ Пушкин отправил ему лишь эту ехидную миниатюру. Тогда Егор Васильевич Аладьин поместил её на «наиболее почётное», открывающее стихотворный отдел, место и заплатил за неё столько, что «вся годовая сумма Николая Полевого, издателя «Московского телеграфа», равняется с платой, которую предлагает Аладьин за одну пьесу». Александр Сергеевич простил «каналью» и, помирившись, стал одним из участников «Невского альманаха».
В 1827–1828 годах в журнале появилось много небольших стихотворений поэта, были перепечатаны отрывки из «Бориса Годунова» и «Бахчисарайского фонтана». Сотрудничество обещало быть долгим и плодотворным… Но в выпуске «Невского альманаха» за 1829 год были напечатаны фрагменты «Евгения Онегина» с первыми иллюстрациями к роману. Однако иллюстрации оказались неудачными. Князь Пётр Вяземский не без сарказма писал о них Пушкину:
«Какова твоя Татьяна пьяная в «Невском альманахе» с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь Аладьина (хотя на блинной неделе), скажи ему, чтобы он мне прислал свой «Невский альманах» в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень».
Естественно, Пушкин был возмущён и тут же отреагировал на выход иллюстраций очередными едкими эпиграммами. После этого взаимоотношения поэта и издателя-курянина прекратились.
Пушкин и Щепкин
Известно, что А.С. Пушкин был заядлым театралом. И на этом поприще он познакомился с Михаилом Семёновичем Щепкиным (1788–1863), выходцем из Курской губернии, бывшим крепостным, а в то время уже актёром Московского Императорского (Малого) театра.
Во время одной из встреч с ним (17 мая 1836 года) А.С. Пушкин, послушав рассказ Щепкина о былой жизни, посоветовал написать мемуары и собственноручно вывел на листе бумаги первое предложение: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке».
Эта строка великого поэта послужила началом «Записок актёра Щепкина», ставших для потомков, особенно курян, не только книгой воспоминаний, но и документальным свидетельством о временах и нравах людей конца XVII – первой половины XIX века. Стоит заметить, что, кроме данной книги мемуаров, М.С. Щепкин писал и другие литературные произведения, которые публиковал в московских журналах.
МАТЕРИАЛЫ ОТСЮДА: https://kpravda.ru/2024/04/19/pushkin-i-kuryane/