О музее

Литературный музей

Открыт 16 ноября 2009 г.

Курский литературный музей

Литературный музей открыт на основании Постановления губернатора Курской области А.Н. Михайлова как филиал Курского областного краеведческого музея. Музей располагается в старинном здании, с конца ХIX в. по 1914 г. владельцем которого был крестьянин Ф.С. Трофимов.

В экспозиции музея, размещенной в восьми залах общей площадью 228 кв. м., отражена литературная жизнь Курского края, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Сотрудниками музея собран материал о 220 курских поэтах и писателях.

В экспозиции представлены материалы о первом русском известном курянине — просветителе Преподобном Феодосии Печерском; именно с ним связано первое упоминание о Курске в «Житие Феодосия Печерского», написанном летописцем Нестором.

С Курским краем тесно связано гениальное художественно-публицистическое произведение «Слово о полку Игореве», которое повествует о героических и вместе с тем трагических событиях периода раздробленности Руси и княжеских междоусобиц. Неизвестный автор славит опытных и отважных курских воинов, «с конца копья вскормленных».

Вольнолюбивый и бунтарский дух курян сказался на жизни и творчестве первого известного просветителя, писателя и поэта второй половины ХVII в. Сильвестра Медведева, занимавшегося просвещением русского народа и мечтавшего об учреждении в Москве университета.

С 1798 г. в Курске жил автор поэмы «Душенька» И.Ф. Богданович, высокообразованный человек, снабжавший любителей чтения книгами из собственной библиотеки и принявший участие в судьбе будущего актёра М.С. Щепкина.

Тесными узами с Курским краем был связан поэт, декабрист В.Ф. Раевский, русский историк, автор трудов о деятельности Петра I Н.А. Полевой; поэтическая судьба А.А. Фета с 1876 г. связана с д. Воробьёвка Золотухинского района Курской области.

Курская земля гордится именами Николая Асеева, Аркадия Гайдара, Пимена Карпова, Юрия Германа, Валентина Овечкина, Александра Кривицкого, Петра Сальникова, Михаила Колосова, Владимира Деткова, Николая Корнеева, Валентины Коркиной, Егора Полянского, Юрия Першина и др.

Особое место в экспозиции музея отведено писателям Константину Воробьёву и Евгению Носову. В 2001 г. им была присуждена литературная премия им. А.И. Солженицына.

Много внимания в экспозиции уделено современной литературной жизни Курского края, организации и деятельности Курского отделения Союза писателей России.

Ежегодно Литературный музей посещает около 20 000 человек.

 

График работы: понедельник- суббота 9-00 до 17-30, воскресенье- выходной день. Последний  четверг каждого месяца — санитарный день.

 

305004 г. Курск, ул. Садовая, д. 21  

тел./факс (4712) 51-23-47

Е-maillitmuseum46-kursk@yandex.ru

Заведующая музеем Захарова Наталья Вячеславовна

О музее

16 ноября 2009 года в историческом центре города Курска на улице Садовой, дом 21 был открыт Литературный музей — филиал Курского областного краеведческого музея. С этого дня в соловьином крае коренной России начала писаться своя литературная памятная книга курян.
Музей разместился в отреставрированном двухэтажном здании XIX века. В советское время это был жилой дом, на первом этаже которого работал небольшой продуктовый магазин.
Музей стал благом и радостью для жителей города и его гостей: он открывает посетителям что-то новое, важное в судьбе земляков, сумевших оставить на земле свой собственный след, благодаря не только природному таланту, но и мужеству, стойкости, честности, упорному труду, безграничной любви и верности своему краю.
На первом этаже находится просторный вестибюль с гардеробом и кассой, актовый зал на 70 мест, выставочный зал, библиотека. Площадь музея составляет 563 кв.м.
Экспозиция Литературного музея размещена на втором этаже в восьми залах. Её содержание показывает, что куряне оставили заметный след в истории отечественной литературы.

В третьем зале представлено творчество семьи Полевых, выходцев из купеческого сословия, которые внесли значительный вклад в развитие литературы: Николаем Полевым (романист, драматург, переводчик, журналист, критик) был основан журнал «Московский телеграф», по образу которого были созданы «Отечественные записки» Краевского и «Современник»Н.А. Некрасова; Екатериной Авдеевой (Полевой) издавались русские народные сказки, книги по домоводству и этнографии.
Также здесь представлен материал о поэте-декабристе В.Ф. Раевском – участнике Отечественной войны 1812 года. После Бородинского сражения был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость», в 1822 году был арестован(за что получил прозвище «первый декабрист») и более пяти лет провёл в одиночном тюремном заключении. По решению военного суда был сослан в Сибирь. Стихи начал писать во время войны; при жизни было опубликовано лишь несколько стихотворений.
Представлен материал и о Марии Марич — авторе романа о декабристах «Северное сияние».

Зал первый.

Открывается экспозиция рассказом:
о курянине-просветителе Феодосии Печерском, основателе русского монашества, строгом подвижнике благочестия, в «Житие» которого, написанном Нестором, впервые упоминается Курск;
о величайшем литературном памятнике XII века — «Слово о полку Игореве», в котором неизвестный автор славит опытных и отважных курских воинов, «с конца копья вскормленных»;
о жизни и творчестве первого известного писателя, вышедшего из возрождённого Курска — Сильвестре Медведеве(1641–1689), вошедшем в историю русской литературы как продолжатель виршевой традиции, начатой Симеоном Полоцким, и как создатель библиографического труда «Оглавление книг: кто их сложил»;
о составителе «Букваря» ; «Малой грамматики» и других учебников – Карионе Истомине.

Второй зал посвящён литературе XVIII века.

Посетители узнают:
о прославленном авторе поэмы «Душенька» Ипполите Фёдоровиче Богдановиче, который с 1795 года жил в Курске;
о Михаиле Щепкине, который в своих «Записках актёра Щепкина» правдиво запечатлел картины крепостного быта и нравов, установившихся на Курской земле;
о знаменитом курском путешественнике Григории Ивановиче Шелихове, написавшем книгу «Странствия российского купца Григория Шелихова в 1763 году из восточного океана к американским берегам», награждённом императрицей Екатериной II «Золотой медалью» и «Серебряной шпагой» за заслуги перед Отечеством;
об Иване Голикове, перу которого принадлежит 12 томов сочинения «Деяния Петра» и 18 томов «Дополнений к деяниям Петра» — первый свод исторических фактов и попытка их систематизации.

Экспозиция четвёртого зала посвящена поэту XIX века А.А. Фету (1820-1892), поэтическая судьба которого с 1876 года связана с имением Воробьёвка Щигровского уезда Курской губернии (ныне Золотухинский район Курской области),ставшим своеобразным культурным центром России.
Именно в Воробьёвке поэт испытал наибольший подъём в своём творчестве, здесь им были написаны «Вечерние огни». Да какие «огни»! Мощь огня и света которых давно покорила многих читателей.
Воробьёвка связана не только с именем А.А.Фета, но и с другими замечательными именами нашей Родины. В гостях у своего близкого друга неоднократно бывал Л.Н.Толстой. Сюда приезжал Я.П.Полонский и Н.Н.Страхов, а в августе 1891 года гостем Афанасия Фета был П.И.Чайковский, почитавший хозяина, как самого музыкального поэта.
Также этот зал рассказывает о жизни и творчестве поэта Валериана Валериановича Бородаевского, одного из малоизвестных представителей «Серебряного века» русской поэзии. Тема природы – одна из основных в творчестве Бородаевского. Его творчество, оригинальное и своеобразное, выходило за рамки реалий жизни.

Пятый зал рассказывает:
о зачинателе советской поэзии Н.Н.Асееве, который пронёс через всю свою жизнь любовь к родным местам, гордость за наш героический Курский край;
о раннем творчестве Ю.Германа, авторе известной трилогии: «Дорогой мой человек» , «Дело, которому ты служишь», «Я отвечаю за всё». К творчеству писателя постоянно приковано внимание думающего, умеющего размышлять читателя. Это объясняется неустаревающей значимостью его произведений, на страницах которых неоднократно упоминается Курск;
о зачинателе советской литературы черноземья М.Горбовцеве, создателе произведений о Курской земле разных времён, авторе одного из самых значительных произведений для детей — повести «Мишкино детство»;
о А.П. Гайдаре, книги которого выходили 1262 раза на 101 языке народов мира;
об Александре Кривицком (прозаик, публицист), который всю войну прошёл корреспондентом газеты «Красная звезда» и первым написал о двадцати восьми героях-панфиловцах, присутствовал на подписании «Акта о капитуляции Германии»;
о Валентине Овечкине, с именем которого неразрывно связана литературная жизнь послевоенного Курска, авторе очерков о колхозной жизни «Районные будни», повести «С фронтовым приветом», овеянной поэзией мечты людей, преданных своей родине, о её благе и процветании.

Шестой зал полностью посвящён писателю-фронтовику К.Д. Воробьёву, уроженцу села Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Его имя стало в литературе символом чести. К.Воробьёв — свидетель и участник событий 30-х годов, фронтовик, военнопленный, командир партизанской группы, он фактически писал о том, что сам непосредственно пережил, сделал, испытал.
В литературу вошёл с книгами о войне, её начальном периоде, самом тяжёлом для нашей страны. Автор произведений о трагических страницах Великой Отечественной войны: повести «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!..», «Крик», рассказы: «Седой тополь», «Подснежник», «Гуси-лебеди», в которых речь идёт не об ужасах войны, а о преодолении в ходе самых тяжёлых испытаний человеческой слабости , обретении веры и стойкости, мужества, о любви к жизни, об отвращении природы человека ко злу, к убийству, к войне. 
Доброе имя писателя вечно будет жить на Курской земле: открыт памятник К.Воробьёву, издано пятитомное собрание сочинений писателя. Всё это дань глубокого уважения курян самобытному писателю, благодарность за его литературное наследие, за ревностное служение России и нашей земле, которую он так любил. Прах писателя перевезён из Вильнюса и был перезахоронен на Курской земле на Мемориале Воинской славы.

Седьмой зал посвящён писателю – гордости нашего края — Евгению Ивановичу Носову. Участник войны в литературу вошёл как автор повестей, рассказов «За долами, за лесами», «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «Яблочный спас» и др., за которые был удостоен различных литературных премий. Он — Герой социалистического труда, Лауреат государственной премии РСФСР, награждён многими орденами и медалями.
Главной темой его творчества является тема деревни – жизнь простого человека, его отношение к земле, к природе.
Е.И. Носов много писал о войне. Основное внимание уделял состоянию человека на войне, заставлял хранить память о людях, которые сражались на фронте, трудились в тылу, приближая День Победы.
Евгений Иванович был мастером на все руки: он писал пейзажи родной Курщины, великолепно фотографировал, вырезал игрушки из природных материалов.

Восьмой зал рассказывает о современной литературной жизни Курского края, об организации в 1958 году, по инициативе талантливого писателя-публициста, нашего земляка Валентина Овечкина, Курского отделения Союза писателей СССР, в которое, кроме курян, входили литераторы Белгородской, Брянской, Орловской, Тамбовской и Тульской областей.
В начале 1960-х годов Курская писательская организация выделилась в самостоятельную. Ответственными секретарями Курского отделения СП были М.М.Колосов, затем М.М.Обухов, В.В.Тычинин, А.А.Харитоновский, Р.М.Малинин, М.Г.Сальников, В.П.Детков, Н.И. Гребнев.
С 2020 г. писательскую организацию возглавляет Е.С. Карпук.

Николай Полевой

Николай Алексеевич Полевой (1796-1846) родился в Иркутске, в семье богатого курского купца. Уже первые произведения Николая Полевого, опубликованные на страницах «Русского вестника» произвели в Курске некоторую сенсацию. В 1825-1834 году он издавал журнал «литературы, критики и художества» «Московский телеграф», ставший главным делом его жизни и важным этапом в развитии русской культуры. Николай Полевой первым создал русский энциклопедический журнал, по образцу которого позднее издавались «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» А.А. Краевского, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Как историк заявил о себе в 1819 г. статьей о «Слове о полку Игореве». Автор многих повестей и романов. По его переводу был поставлен «Гамлет» У. Шекспира. В 1833 г. выпустил обширное издание «Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы».

«Если вы будете в Курске, советую вам подойти на берег Тускари к бывшему Троицкому монастырю и полюбоваться оттуда видом на Стрелецкую слободу, окрестности ее и скат под гору к Тускари. Не менее хорош вид и на Ямскую слободу, которая раздвинулась на луговой стороне реки…»

Н.Полевой «Рассказы русского солдата»

«Московский телеграф» издавался Н. А. Полевым в Москве в 1825—1834 гг. В год — 24 номера (четыре номера, объединенных в часть). В 1825 г. с подзаголовком «Журнал литературы, критики, наук и художеств»; в 1826—1827 гг. каждый номер делился на 2 отдела: I (1. Науки и искусства. 2. Критика. 3. Библиография. 4. Современные летописи), II (1. Изящная словесность. 2. Смесь). Журнал нового, энциклопедического, типа, отличался широтой диапазона (словесность, философия, история, статистика, политическая экономия и т. д.). Обязательными были разделы библиографии и критики. Николай Алексеевич Полевой (1796—1846) — беллетрист, историк, критик и журналист. Полевой, купец по происхождению, последовательно отстаивал идею неразрывной связи дальнейшего буржуазного развития России и культурного подъема в стране. Особенное значение он придавал распространению просвещения среди третьего сословия, и его журнал стал в первую очередь выразителем интересов «средних классов» русского общества. «Московский телеграф» ориентировался на возможно более широкую аудиторию и на протяжении всех лет издания оставался самым читаемым русским журналом.

В первые годы существования «Московского телеграфа» (1825—1827) его социально-политическая и эстетическая программы находились еще в стадии формирования. Литературная позиция самого Полевого как критика также еще не определилась. Его критические взгляды сложились в целостную систему лишь ко второй половине 1820-х гг. До конца 1820-х гг. в журнале сотрудничали писатели пушкинского круга — Вяземский, Жуковский, Баратынский, А. И. Тургенев, Дашков и др. Вяземский в 1825—1827 гг. был тесно связан с редакцией; он выступил посредником между «Московским телеграфом» и Пушкиным. Вяземский просил Пушкина участвовать в готовящемся издании (XIII, 118). Посланное Пушкиным при ответном письме (XIII, 126) стихотворение «Телега жизни» напечатано в № 1 «Московского телеграфа» (с. 49; с измен, 2-й строфы). Здесь же (с. 39) Вяземский цитирует неопубликованное стихотворение «К морю». Пушкин получал журнал в Михайловском. Первое время он отзывался о нем одобрительно и соглашался его «поддержать» (XIII, 158, 160). Но на протяжении 1825 г. растет неудовлетворенность Пушкина журналом. Он неоднократно указывает Вяземскому на поверхностные суждения, дилетантизм, «невежество» и «педантизм» Полевого и отказывается числиться постоянным сотрудником «Телеграфа» (XIII, 184, 185, 227, 304—305). В 1825 г. в «Московском телеграфе» было опубликовано 7 произведений Пушкина, в том числе его первые появившиеся в печати критические статьи — «О г-же Сталь и г. А. М-ве» (Ч. 3. № 12. С. 255—259) и «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» (Ч. 5. № 17. С. 40—46). Также; «Приятелям» (под загл. «Журнальным приятелям»; Ч. 1. № 3. С. 215), «Ex ungue leonem» (Ч. 4, № 13. С. 43), «Стихи в альбом» («Если жизнь тебя обманет...».) (Ч. 5. № 17. С. 37), «Цыганская песня» («Старый муж, грозный муж!..») (из поэмы «Цыганы»; Ч. 6. № 21. С. 69). В 1826 г. в «Московском телеграфе» появилось только стихотворение «Элегия» («Люблю ваш сумрак неизвестный...») ( Ч. 7. № 1. Отд. 2. С. 5—6). На этом непосредственное участие Пушкина в журнале кончилось. Личное знакомство Пушкина с Н. А. Полевым осенью 1826 г. в Москве подтвердило их расхождения. В последующие годы в «Телеграфе» были напечатаны лишь три эпиграммы Пушкина на М. Т. Каченовского; «Журналами обиженный жестоко...», «Там, где древний Кочерговский» и «Как сатирой безымянной...» (1829. Ч. 26. № 7. С. 257; № 8. С. 408; Ч. 29. № 18. С. 194). О сотрудничестве Пушкина в «Московском телеграфе» см. также в «Записках» Кс. А. Полевого (Полевой. С. 172—174, 223—236; то же в кн.: Пушкин в восп. совр. (1974). Т. 2. С. 48—60).

«Московский телеграф» последовательно защищал и пропагандировал романтическое направление в литературе. В первые годы издания творчество Пушкина неизменно вызывало восторженные отклики на страницах «Телеграфа». Эстетические взгляды Н. А. и Кс. А. Полевых и впоследствии определяли их отношение к

Пушкину как к писателю-романтику, самому яркому представителю романтического периода русской литературы.

К концу 1820-х гг. «Московский телеграф» становится на позиции резкого противостояния дворянской литературе. В 1829 г., после публикации статьи Н. А. Полевого о Н. М. Карамзине (Ч. 27. № 12) и последовавшего за ней разрыва с журналом писателей пушкинского круга, «Московский телеграф» начинает полемику о так называемой «литературной аристократии». Пушкин выступал в этой полемике против «Московского телеграфа» на страницах «Литературной газеты». С конца 1820-х гг. в журнале все чаще начинают появляться отрицательные отзывы о произведениях Пушкина. В то же время «Телеграф» продолжает следить за выходом его новых произведений, переводом их на иностранные языки, отзывами о поэте в зарубежной печати, выступать против подражателей Пушкина.

Общее оппозиционное направление журнала не раз вызывало недовольство правительства. Резкая рецензия Н. А. Полевого на официозную драму Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834. Ч. 4. № 3) послужила поводом к запрещению журнала в 1834 г. после № 5.

Лит.: Николай Полевой: Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов / Под ред. и с прим. В. Орлова. Л., 1934; Козмин Н. К. Очерки по истории русского романтизма: Н. А. Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи. СПб., 1903; Орлов В. Н. Н. А. Полевой и «Московский телеграф» // Очерки по истории русской журналистики и критики. Л., 1950. Т. 1. С. 256—299; Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969. С. 128—169; Салинка В. А. Н. А. Полевой — журналист и критик пушкинской эпохи. Автореф. канд. дис. Л., 1972; Н. А. Полевой, Кс. А. Полевой. Литературная критика: Статьи и рецензии 1825—1842 / Сост., вступ. ст. и коммент. В. Березиной и И. Сухих. Л., 1990; Попкова Н. А. Московский телеграф, издаваемый Николаем Полевым: Указатель содержания, 2-е изд. Саратов, 1990. Вып. 1—3 (в указателе учтены имеющиеся в исследовательской литературе атрибуции анонимных статей Н. А. Полевого; сводную библиографию статей Н. А. Полевого, опубликованных в «Московском телеграфе», см. также: Шикло А. Е. Исторические взгляды Н. А. Полевого. М., 1981. С. 179—203).

Е. О. Ларионова

Будучи в ссылке в Бессарабии, Александр Сергеевич в Кишинёве познакомился со штабс-капитаном 32-го егерского полка 16-й дивизии Владимиром Федосеевичем Раевским (1795–1872), уроженцем слободки Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии. (Ныне это Черемисиновский район Курской области.) Раевский не только участник Отечественной войны 1812 года и герой Бородинского сражения, награждённый за храбрость золотой шпагой, но и поэт, член тайных сообществ «Дружеский лист» и «Союз благоденствия».

 

Насколько тесными были взаимоотношения Пушкина и Раевского, трудно сказать, но именно Александр Сергеевич 5 февраля 1822 года, случайно узнав о готовившемся аресте Раевского, лично предупреждает его об этом. И Владимир Федосеевич, вняв словам поэта, успевает уничтожить все компрометирующие как его самого, так и его товарищей по тайным обществам документы. Поэтому, когда 6 февраля агенты тайной полиции арестовывают Раевского, то улик против него во время обыска не находят. Впрочем, отсутствие улик не мешает им отдать вольнодумца под следствие и суд.

Находясь в заключении, Раевский пишет стихотворение «Певец в темнице», на которое Пушкин откликнулся стихотворением «Узник». После этого общение Пушкина и Раевского прерывается. У каждого свой путь…

«Каналья» Егор Аладьин

Поэт, прозаик, переводчик и издатель Е.Д. Аладьин родился в Курске в семье дворян Щигровского уезда. Юношей участвовал в Отечественной войне 1812 года, но в 1816 году в звании поручика уволился из армии. Служил в Курской казённой палате. В 1820 году переехал в Санкт-Петербург, где пристрастился к литературной деятельности, опубликовав пьесу в стихах «Быль, в баснословном рассказе – союз любви и славы», а следом – повесть «Кум Иван», исторические повести «Владислав и Александра», «Кочубей» и ряд других произведений.

Взаимодействие Аладьина с Пушкиным началось в 1826 году. Причём началось с конфуза: Аладьин в афишах указал имя поэта, но его произведений в первом выпуске «Невского альманаха» не опубликовал. Пушкин обозвал Аладьина «канальей и вруном». Мало того, одной из своих знакомых барышень (предположительно Анне Николаевне Вульф) отправил саркастическое стихотворение:

Примите «Невский альманах».
Он мил и в прозе, и в стихах:
Вы тут найдёте Полевова,
Василья Пушкина, Маркова;
Княжевич – дальный ваш родня
Украсил также книжку эту;
Но не найдёте вы меня:
Мои стихи скользнули в Лету…

Однако Аладьин, прослышав про едкую эпиграмму, не смутился, а стал «выпрашивать» у Пушкина стихи для следующего сборника. В ответ Пушкин отправил ему лишь эту ехидную миниатюру. Тогда Егор Васильевич Аладьин поместил её на «наиболее почётное», открывающее стихотворный отдел, место и заплатил за неё столько, что «вся годовая сумма Николая Полевого, издателя «Московского телеграфа», равняется с платой, которую предлагает Аладьин за одну пьесу». Александр Сергеевич простил «каналью» и, помирившись, стал одним из участников «Невского альманаха».

В 1827–1828 годах в журнале появилось много небольших стихотворений поэта, были перепечатаны отрывки из «Бориса Годунова» и «Бахчисарайского фонтана». Сотрудничество обещало быть долгим и плодотворным… Но в выпуске «Невского альманаха» за 1829 год были напечатаны фрагменты «Евгения Онегина» с первыми иллюстрациями к роману. Однако иллюстрации оказались неудачными. Князь Пётр Вяземский не без сарказма писал о них Пушкину:

«Какова твоя Татьяна пьяная в «Невском альманахе» с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь Аладьина (хотя на блинной неделе), скажи ему, чтобы он мне прислал свой «Невский альманах» в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень».

Естественно, Пушкин был возмущён и тут же отреагировал на выход иллюстраций очередными едкими эпиграммами. После этого взаимоотношения поэта и издателя-курянина прекратились.

Пушкин и Щепкин

Известно, что А.С. Пушкин был заядлым театралом. И на этом поприще он познакомился с Михаилом Семёновичем Щепкиным (1788–1863), выходцем из Курской губернии, бывшим крепостным, а в то время уже актёром Московского Императорского (Малого) театра.

Во время одной из встреч с ним (17 мая 1836 года) А.С. Пушкин, послушав рассказ Щепкина о былой жизни, посоветовал написать мемуары и собственноручно вывел на листе бумаги первое предложение: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке».

Эта строка великого поэта послужила началом «Записок актёра Щепкина», ставших для потомков, особенно курян, не только книгой воспоминаний, но и документальным свидетельством о временах и нравах людей конца XVII – первой половины XIX века. Стоит заметить, что, кроме данной книги мемуаров, М.С. Щепкин писал и другие литературные произведения, которые публиковал в московских журналах.

МАТЕРИАЛЫ ОТСЮДА: https://kpravda.ru/2024/04/19/pushkin-i-kuryane/

 

Материалы КОУНБ имени Н.Н.Асеева

Пушкинский день в Асеевке6 июня 2024 года в Курской областной универсальной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева отметили 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

День Александра Пушкина в Асеевке Онлайн-программа